Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2011 года

Журнал Костер. Октябрь 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




От Колибри до Сапсана

«Колибри» — это… двадцатитонный тепловоз! Его специально спроектировали для новой Малой Октябрьской железной дороги. Первый экземпляр уже возит пассажиров по новой узкоколейке, соединившей Купчино и Царское Село. Ее протяженность десять километров. Новая трасса проложена по насыпи Царскосельской железной дороги, с которой ведется история железных дорог России.

А история детских железных дорог началась в 1935 году. На Тифлисской детской технической станции решили построить действующий макет железной дороги и выбрать такой масштаб, чтобы сами ее строители могли поместиться в будке паровоза и управлять им. Но когда закончилось проектирование, обнаружились проблемы с подвижным составом. Тогда удалось найти только требующий ремонта двухосный танк-паровоз, изготовленный на заводе Юнга в Германии в 1911 году. Три вагона типа «дилижанс» были построены своими силами: два жестких двенадцатиместных для обычных пассажиров и один мягкий восьмиместный — для отличников. 24 июня 1935 года со станции Пионери отправился первый поезд под управлением десятилетнего Вити Сокольского. В этот день маленький поезд сделал тридцать семь рейсов и перевез более тысячи пассажиров!

Пример Тбилисской (Тифлисской) детской железной дороги вдохновил пионеров всей страны. Сегодня в России функционирует 25 детских железных дорог.

В Ленинграде проектирование Малой Октябрьской (детской) железной дороги началось еще до войны. Рассматривались два варианта пути: один от Витебского вокзала по бывшей царской насыпи до Пушкина (Царского Села), второй — по правому берегу Невы от Финляндского железнодорожного моста до реки Оккервиль. Ни один из этих проектов не был реализован – началась Великая Отечественная война.

Детская железная дорога была открыта лишь 28 августа 1948 года, в районе Удельной. Здесь планировали построить новый зоопарк, и дорога (станции «Кировская», «Зоопарк», «Озерная») должна была связать его с ЦПКиО им. С. М. Кирова (Елагиным островом). В торжественной обстановке юная дежурная по станции «Кировская» Таня Быкова дала сигнал к отправлению первого поезда под управлением машиниста Андрея Филиппова. Через несколько минут с другой конечной станции, навстречу, отправился второй поезд. На станции «Зоопарк» они встретились. Так началась жизнь детской железной дороги. Сегодня в Санкт-Петербурге детских железных дорог две — на Удельной и в Купчино, что проходит по исторической насыпи, а ведь об этом мечтали еще в 1939 году!

Но главная задача детских железных дорог не катать пассажиров, а учить детей железнодорожному делу. Сегодня на Малой Октябрьской железной дороге в шестидесяти пяти кружках занимается шестьсот пятьдесят школьников. Приходят ребята в девять-десять лет и осваивают разные профессии: проводника, диктора станции, дежурного стрелочного поста. На теорию отводится девять месяцев, а затем самое интересное — летняя практика.

«Колибри», конечно же, не «Сапсан», размером поменьше, да и путь проделывает крохотный, зато на этом пути оборудование в депо и на разъездах теперь самое современное. Завидуют даже профессионалы!




Юлия Маркова
Редактор

Страничка автора



Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»