В повести «Часы с вариантами» мальчик
Сережа получает в подарок часы, способные
управлять временем. И, начиная путешествовать по своей жизни, приходит к выводу:
«Самыми необыкновенными качествами для
любого возраста всегда были и будут любовь,
доброта, мудрость, а вовсе не умение извлекать звуки из скрипки, составлять фразы или
передвигать деревянные фигуры».
Несмотря на всю необычность, книги Александра Житинского нельзя назвать фантастикой в буквальном смысле. Герои
пытаются понять, зачем живут, для
чего работают, кого любят, и что есть
добро и зло.
Сегодня Александр Житинский в гостях у нашего журнала.
— Александр Николаевич, какие книги
вы читали и любили в детстве?
— Одна из любимых — «Приключения
Тома Сойера». Читал Жюля Верна, Ивана
Ефремова «На краю Ойкумены», Александра Казанцева «Пылающий остров».
Герои нравились предприимчивые и дерзкие. Какое-то время под воздействием
Ойкумены мечтал быть археологом. Но
это быстро прошло.
— По образованию вы инженер-электрофизик. Оказало ли это влияние на ваши
литературные произведения?
— А как же! Любой, кто прочитает мои повести и рассказы — фантастические или
нет, — сразу поймет, что это писал человек с
естественно-научным образованием.
— Бывали ли в вашей жизни загадочные и
фантастические происшествия?
— Не было, к сожалению. Но я продолжаю в
них верить. Чаще всего фантастические происшествия — это те, над которыми неглубоко
подумали. Кроме того, когда интуитивно
веришь в Бога, ничего загадочного, в принципе, быть не может.
— Вы автор произведений, сюжеты которых можно назвать не только фантастическими, но и философскими. Как вы
относитесь к тому, что сейчас литература
воспринимается многими как отдых?
— Все, что я пишу, — это развлекательная литература. Другое дело, что те, кто захочет, может
воспринять мои истории не только как развлечение, но и как повод подумать над чем-то более
значительным. Но это не у всех получается, да и
не всем это нужно.
— Когда вы пишете для детей, о чем вы хотите им рассказать в первую очередь?
— И в первую, и в последнюю очередь я хочу
рассказать им интересную, веселую, занимательную историю, чтобы от книжки было не
оторваться. Как началось или случилось что-то
из ряда вон выходящее, и как мой герой выпутывался из этой ситуации, приобретая для себя
что-то новое.
— Почему, на ваш взгляд, сегодня подростков
в современных фантастических произведениях
привлекает не светлая, а темная сторона?
— Потому что на этом фоне лучше видно светлое.
— Как издатель и один из создателей альманаха «Полдень XXI век» вы, вероятно, читаете огромное количество фантастических
произведений молодых авторов? Что для вас
представляет ценность, когда вы решаете
опубликовать произведение?
— Я уточню. «Полдень XXI век» — авторский
проект классика отечественной фантастики Бориса Стругацкого. Я лишь помог в организации
этого проекта и поддерживаю его вот уже девять
лет. Я не решаю — что печатать. Поэтому я и не
читаю того, что приходит в журнал. Впрочем,
я верю, что среди моря фантастических книг
встречаются и хорошие.
— Что хотелось бы пожелать юным читателям?
— Не читать фантастику, а творить ее — в самом
разном понимании этого слова.