Италия… На протяжении столетий эта солнечная страна была и
остается местом притяжения для
многих художников. Италия не
только хранит традиции античного и классического искусства, но и
остается вечной школой и музеем
под открытым небом. Ее природа,
города, памятники, люди претворялись мастерами живописи в
художественные образы.
А. Иванов. «Аппиева дорога при закате солнца», 1845 г.
Творчество С. Щедрина принадлежит к раннему этапу романтизма в искусстве русского пейзажа.
Созданный им художественный
мир — гавани, корабли и набережные итальянских городов, где дома
как бы сливаются с прибрежными
скалами, кажутся естественными
частями пейзажа.
Автор одной из самых известных картин в русской живописи
«Явление Христа народу» А. Иванов особое значение придавал
достоверности и выразительности
пейзажа. Изображенная на его картине Аппиева дорога была самой
крупной и значимой из дорог античного мира. Ее до сих пор называют
«царицей дорог». С ней связаны
важнейшие, а иногда трагические
события в истории Древнего Рима.
По ней отправлялись на завоевание мира римские легионы, по ней
же возвращались после одержанных побед. Здесь, вдоль Аппиевой
дороги, стояли столбы с распятыми рабами — участниками восстания Спартака. На горизонте едва
виднеется купол римского собора
Святого Петра. Все ничтожно, все
превращается в тень перед лицом
неотвратимого времени.
М. Врубель. «Венеция», 1893 г.
М. Врубель дважды бывал за
границей. Он посетил Рим, Милан,
Париж, Афины. И создал навеянное
впечатлениями декоративное панно
«Венеция». Перед
нами — город эпохи Возрождения в праздничном великолепии карнавального шествия.
Угол Дворца Дожей и виднеющаяся улица достоверны до мелких
подробностей — они написаны с
использованием
фотографий, к которым Врубель
охотно прибегал. Но когда
происходит изображенный карнавал — в эпоху Возрождения или сейчас? Трудно угадать.
Карнавал — праздник загадок в
вечности. Участники интригуют,
переглядываются, делают тайные
знаки. Что они задумали, о чем
шепчутся? Тайна…
А. Дейнека. «Улица в Риме», 1935 г.
Остротой наблюдений отличаются произведения, выполненные
А. Дейнекой по впечатлениям от
своих заграничных поездок. Он
успел сделать огромное число
зарисовок и акварелей. Одной из
лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме». В ней передана атмосфера южного города: нестерпимый
полуденный зной, резкие
контрасты между солнечными бликами и глубокими тенями. Торопливо шагающий итальянский рабочий,
служители Ватикана — монахи, в
ярко пылающих на солнце красных
сутанах, так же как и возвышающаяся античная скульптура — жители
и хозяева Рима.
В групповом портрете В. Иванов
показал себя и своих коллег, современных живописцев,
в знаменитом римском кафе. Здесь еще в XIX столетии собирались жившие в Италии
русские писатели и художники (в
том числе Н. Гоголь и А. Иванов)
и вели извечные споры о смысле
жизни и искусстве, вдохновленные
высоким небом Вечного города.