Февраль 2011 года
…
Под солнцем Италии
С. Щедрин. «Вид Сорренто близ Неаполя», 1825 г. |
Италия… На протяжении столетий эта солнечная страна была и остается местом притяжения для многих художников. Италия не только хранит традиции античного и классического искусства, но и остается вечной школой и музеем под открытым небом. Ее природа, города, памятники, люди претворялись мастерами живописи в художественные образы.
А. Иванов. «Аппиева дорога при закате солнца», 1845 г. |
Творчество С. Щедрина принадлежит к раннему этапу романтизма в искусстве русского пейзажа. Созданный им художественный мир — гавани, корабли и набережные итальянских городов, где дома как бы сливаются с прибрежными скалами, кажутся естественными частями пейзажа.
Автор одной из самых известных картин в русской живописи «Явление Христа народу» А. Иванов особое значение придавал достоверности и выразительности пейзажа. Изображенная на его картине Аппиева дорога была самой крупной и значимой из дорог античного мира. Ее до сих пор называют «царицей дорог». С ней связаны важнейшие, а иногда трагические события в истории Древнего Рима. По ней отправлялись на завоевание мира римские легионы, по ней же возвращались после одержанных побед. Здесь, вдоль Аппиевой дороги, стояли столбы с распятыми рабами — участниками восстания Спартака. На горизонте едва виднеется купол римского собора Святого Петра. Все ничтожно, все превращается в тень перед лицом неотвратимого времени.
М. Врубель. «Венеция», 1893 г. |
М. Врубель дважды бывал за границей. Он посетил Рим, Милан, Париж, Афины. И создал навеянное впечатлениями декоративное панно «Венеция». Перед нами — город эпохи Возрождения в праздничном великолепии карнавального шествия. Угол Дворца Дожей и виднеющаяся улица достоверны до мелких подробностей — они написаны с использованием фотографий, к которым Врубель охотно прибегал. Но когда происходит изображенный карнавал — в эпоху Возрождения или сейчас? Трудно угадать. Карнавал — праздник загадок в вечности. Участники интригуют, переглядываются, делают тайные знаки. Что они задумали, о чем шепчутся? Тайна…
А. Дейнека. «Улица в Риме», 1935 г. |
Остротой наблюдений отличаются произведения, выполненные А. Дейнекой по впечатлениям от своих заграничных поездок. Он успел сделать огромное число зарисовок и акварелей. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме». В ней передана атмосфера южного города: нестерпимый полуденный зной, резкие контрасты между солнечными бликами и глубокими тенями. Торопливо шагающий итальянский рабочий, служители Ватикана — монахи, в ярко пылающих на солнце красных сутанах, так же как и возвышающаяся античная скульптура — жители и хозяева Рима.
В групповом портрете В. Иванов показал себя и своих коллег, современных живописцев, в знаменитом римском кафе. Здесь еще в XIX столетии собирались жившие в Италии русские писатели и художники (в том числе Н. Гоголь и А. Иванов) и вели извечные споры о смысле жизни и искусстве, вдохновленные высоким небом Вечного города.
В. Иванов. «Кафе “Греко”», 1974 г. |