Архив журнала для детей Костер

Февраль 2007 года

Журнал Костер. Февраль 2007 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Морская газета

Морская газета

Венеция ищет спасения от воды

Те, кто бывал в Италии, наверняка скажут, что самое необычное впечатление оставляет Венеция. Этот удивительный город называют гибнущим, и все очень по этому поводу расстраиваются. Действительно, есть о чем сожалеть. Венеция возникла на песчаной отмели в неглубокой лагуне Адриатического моря. Строились здесь так: в ненадежный грунт и прямо в воду забивали стволы лиственниц. Это дерево имеет интересное свойство: в морской соленой воде его древесина приобретает прочность железа. На таком фундаменте и стоят дома Венеции. Остров небольшой, и поэтому из экономии места здесь не строили набережных, и здания выходят прямо к воде. По этой причине в городе нет никакого транспорта, все передвигаются или пешком, где есть возможность, или на лодках по каналам. К частым приливам-наводнениям здесь привыкли. В первых этажах никто давно не живет, все отсырело. В городе тысяч 20 населения, а туристов за год бывает 19 миллионов, город переполнен удивительными зданиями, дворцами, площадями, памятниками искусства. Этим он и живет.

Венеция

Но удивительный город действительно в большой опасности. Венеция медленно опускается со своими сваями из лиственниц (примерно на 1 см в год), а уровень Адриатического моря повышается. Наводнения усиливаются и становятся более частыми. Инженер Джузеппе Гамболати предложил новый план спасения Венеции. Его проект стоит 117 миллионов долларов. Гамболати предлагает просверлить 12 скважин диаметром 30 сантиметров и глубиной 700 метров в пределах 10-километровой зоны вокруг города. Если накачать в них морскую воду, вода должна привести к набуханию и расширению песка, расположенного в глубоких подземных слоях и перекрытого глиной. Этот песок, словно домкрат, поднимет весь город вверх примерно на 30 сантиметров. Это должно если не огородить Венецию от наводнений, то, по меньшей мере, ослабить их силу и дать инженерам время для принятия иных мер.

Сейчас идет строительство систем дамб (международный проект называется «Моисей») для ослабления приливов, дамбы должны быть готовы к 2010-2011 году. Проект инженера Гамболати будет его дополнять.

Венеция

Удивительная лодка

(Из истории гондолы)

Венецианская гондола — замечательный символ легендарного города на воде. Больше нигде в мире такая достопримечательность не встречается. Но существует предположение, будто это судно появилось на свет вовсе не в Венеции. Оно основывается на происхождении самого слова «гондола» от латинского konkula («лодочка») и сходстве ее формы с римской лодкой IV в., называвшейся fundula .

В 1904 г. правитель Венеции дож Вито Фальер пожаловал некоторым жителям лагуны, по берегам которой располагался город, грамоту или хартию на право строить «гондулы» (gondula). С того далекого времени и до наших дней конструкция лодки менялась и улучшалась. История гондолы удивительна и интересна.

Сам город Венеция возник из сельских общинных поселений, разбросанных по обширной территории лагуны при впадении небольшой реки в залив Адриатического моря. С годами народу в общинах прибавилось, росла сеть каналов, по которым сообщались между собой люди. Образовался настоящий водный лабиринт. Архитектор Ле Корбюзье как-то сравнил его с сердечно-сосудистой системой человека. Сложилась очень специфическая городская среда, где для сообщений между районами и участками территории был возможен только водный транспорт. Лучше всех судов к здешним условиям подошла гондола — легкая на ходу, поворотливая, быстрая и вместительная лодка. А изяществом линий и маневренностью она не уступала даже яхтам высокого класса. В хартии упоминавшегося выше венецианского дожа было оговорено требование строить гондолы только плоскодонными. Ведь они предназначались для плавания по протокам и каналам лагуны, которые и до сих пор остаются довольно мелкими.

Гондола

Самый ранний из дошедших до нашего времени чертежей гондолы был выполнен в 1555 г. на верфи Арсенала. Из чертежа видно, что почти за пятьсот лет своего существования (за дату начала строительства берется 1094 г.) лодка приобрела вытянутую форму. Постепенно складывалась тенденция строить гондолы все более узкими и длинными. Современные гондолы имеют в длину около 11 м, а ширину в 7,7 раза меньше, то есть — около 1,4 м. (Продолжение истории в следующем выпуске «Морской газеты».)

Орест Ницман



Михаил Котляров


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»