Костер
Февраль 2007

Содержание

Картинки с выставки

Аптека для души. Разговор со знаменитыми людьми.

Рассказ

История исторических изречений. Современная жизнь в цитатах знаменитых людей.

Морская газета. Рассказы разных типах кораблей, морских приборах и моряках.

Викторина

В гостях у дедушки Мокея. Смешные стихи и рассказы для детей.

Зеленые страницы. Рассказы о природе.

Твой верный друг

Наши друзья

Пресс-клуб

Творчество твоих ровесников. Детские стихи, рассказы и художественные картинки.

Копилка заблуждений. Увлекательные рассказы, которые опровергают обыденные представления о предметах.

Кто первый?

Академия художеств журнала Костер. Авторитетные статьи о художниках и направлениях в живописи.

Школа мужества

Герои неземных стихий. Статьи об освоении воздушного пространства – о самолетах, аэростатах, космических кораблях.

История вещей. Познавательные статьи по истории для детей.

Переводим классику

Конкурс юных детективов

Мастерская Эдисонов. Открытия и изобретения.

Уголок веселого архивариуса. Познавательные статьи по истории.

Великие дети


Школа мужества
К 275-летию Первого Кадетского (Шляхетного) корпуса России

«Рыцарская Академия» — колыбель Славы

Своим появлением Шляхетный корпус обязан графу Павлу Ивановичу Ягужинскому. Это он, будучи посланником России в Пруссии, детально изучил организацию тамошнего кадетского корпуса и предложил императрице Анне Иоанновне создать в России кадетский корпус для военного образования дворян. Предложение понравилось. Для такого нужного дела в Петербурге, на Васильевском острове, был выделен дворец сосланного в Сибирь А. Д. Меншикова с обширной территорией, к нему прилегающей. Первым директором корпуса назначили графа Бурхарда Миниха.

В 1731 году императрица Анна Иоанновна издает указ: набрать двести шляхетных (дворянских) детей в возрасте 13-18 лет, «коих обучать наукам, потребным в военном деле, а также фехтованию, верховой езде, музыке, танцам и чужестранным языкам». 17 февраля 1732 года Шляхетный корпус открыл свои двери. Воспитанников нового заведения назвали «кадетами» (в переводе с французского — «младший»). Вскоре это название стало применяться ко всем учащимся средних учебных заведений закрытого типа.

Меншиковский дворец - Кадетский корпус

Корпус готовил юношей к военной и гражданской службе, давая им довольно основательные по тому времени знания. На первых порах атмосфера в корпусе не отличалась от петровских школ: засилье немцев, власть жесткой прусской системы обучения, тупая зубрежка, доведенные до автоматизма военные экзерциции, палочная дисциплина, суровый быт. Но постепенно положение стало улучшаться. В корпусе собралась отличная библиотека, начался расцвет науки и искусства.

В 18-м веке Кадетский корпус был не только военным учебным заведением, но, по словам историка А. Висковатого, «колыбелью славы многих героев и знаменитых мужей России». В кружке словесности делает первые литературные шаги Александр Сумароков, впоследствии известный поэт и драматург. Здесь начиналось творчество другого известного литератора 18-го века — Михаила Хераскова. В корпусе возник сначала театральный кружок, потом театр. Императрица Елизавета Петровна не пропускала ни одного кадетского спектакля. По ее повелению в корпус, «дабы образоваться и научиться политесу», был определен будущий основоположник русского театра Федор Волков. Постепенно корпус становится известным культурным очагом северной столицы.

Императрица Екатерина II, вступив на престол, задалась целью «завести новую породу людей» для управления будущей Россией. По ее указанию И. И. Бецкий, назначенный в 1766 г. директором корпуса, разработал устав корпуса. Уставом вводилось пять возрастов (ступеней обучения) по 120 воспитанников. Кадетам полагалось пребывать в каждом возрасте по три года. Полный курс обучения составлял 15 лет. В младший набирались дети пяти-шести лет. За ними присматривали дамы, которым предписывалось безотлучно быть с воспитанниками, заботиться об их здоровье, прививать хорошие манеры, приучать к иностранным языкам. Малыши изучали Закон Божий, русский язык, рисование и танцы. На второй и третьей ступени учились дети от 9 до 15 лет. Воспитанники находились под наблюдением гувернеров-мужчин, которые прививали им навыки самостоятельной жизни, внушали «любовь к добродетели и благонравию». На этих ступенях кадеты изучали общеобразовательные предметы. Старшие ученики (4-й и 5-й возраста) отдавались под команду офицерам, которые обучали кадет военным дисциплинам. Наставникам полагалось научить своих питомцев добросердечию, кротости, учтивости, человеколюбию, скромности, трудолюбию, милосердию, самоотверженному служению Отечеству. И правда, воспитанники Первого кадетского корпуса в екатерининскую эпоху занимали первейшие места не только в армии, но и в государстве. Императрица именовала Кадетский корпус «рассадником великих людей России». Традиции корпуса легли в основу обучения и воспитания офицеров военно-учебных заведений нашей страны.




А.Ф. Коновалов
Научный сотрудник Музея истории кадетских корпусов России

Страничка автора





© 2001 - 2019