Преступник, похитивший шедевр,
был обманут и разозлен: в пакете с деньгами
оказалось всего двадцать пять
тысяч!
Потеряв надежду на помощь полиции, епископ решил
действовать сам. Он вступил
с вором в переписку, просил
уменьшить выкуп и объяснял,
что нужной суммы не набрать — церковь бедна. Вор немного
снизил цену и посоветовал организовать сбор денег. Епископ
медлил. Вымогатель замолчал.
В конце ноября недалеко от
Гента, в Демдермонде, был объявлен сбор денег для выкупа
картины Гентского алтаря. Позаботился об этом уважаемый
человек, пожилой банкир Арсен Гудертир. После церковной
службы он произносил речь о
спасении национального достояния, но внезапно упал, и его
едва донесли до дому. Умирая,
Гудертир прошептал другу несвязные слова о Гентском алтаре:
«В письменном столе… Только
мне известно…»
В столе банкира обнаружили
аккуратно сложенные письма
епископа и вырезки из газет.
Вдова Гудертира ничего не знала, она сказала, что у мужа были
финансовые трудности, но он
заключил с кем-то выгодную
сделку, которая должна была
избавить их от всякой заботы
о деньгах. А «Праведных судий» так и не нашли. И никогда
не узнали, что с ними стало.
На месте «Праведных судий»
находится хорошая копия. Люди снова любуются ярким радостным творением ван Эйков,
которых называют первыми
художниками нидерландского
Возрождения, а их алтарь — сокровищем мировой культуры.
Сказочным многоцветьем и поразительным
письмом они соединили
в своем творении небесное с земным и великое с малым. Здесь
все прекрасно — от лиц и фигур
святых до самой мельчайшей
детали — драгоценной броши,
страниц книг, текст которых
можно прочесть, ландыша, лилии. Ботаники насчитали в алтарных картинах более 30 видов
растений, изображения которых
могли бы служить хорошими
иллюстрациями для ботанического атласа.
Чудесны поющие под звуки
органа ангелы. Музыканты утверждают, что по их движениям
и лицам понятно, кто альтом
поет, кто дискантом, и если
долго и внимательно всматриваться в них, можно услышать
слитые в хор голоса.
В начале XIX века при реставрационных работах на нижней
раме внешней стороны алтаря
было обнаружено едва различимое четверостишие, написанное гекзаметром на латинском
языке. На основании этого
стихотворения искусствоведы
сделали важные заключения
о истории создания алтаря.
Буквы из последней строчки
стиха, отмеченные красным
цветом, можно представить как
римские цифры, и если их сложить, получится число 1432 — предполагаемый год создания
алтаря.