Наш рассказ об источниках
называется «Голоса исчезнувших миров». Действительно,
любые свидетели прошлого
могут с нами говорить. Для
историка важно научиться их
понимать — уметь читать древнее письмо, знать исчезнувшие
языки, уметь определять даты
археологических находок. А еще
важно уметь задавать нашим
голосам минувшего правильные вопросы. В летописном
рассказе могут встретиться имена людей, названия народов,
названия вещей, скрытые цитаты из других книг — все это интересно, все нужно тщательно
разобрать и определить.
А иногда историку случается
задавать вопросы не в переносном, а в самом прямом смысле.
Например, беседовать с ветеранами войны или с ныне здравствующими участниками каких-то
давних событий. Этнографам,
изучающим традиционную
культуру народов мира, тоже
очень часто приходится беседовать с людьми.
Такая беседа — особое искусство. К ней надо тщательно
подготовиться. Наш ИНФОРМАНТ — человек, могущий
передать свое знание о событиях или традициях — должен нам
доверять, иначе беседа не получится. Вопросы тоже надо составлять так, чтобы получать на
них точные ответы по существу
дела.
Например, этнограф изучает
местные названия животных и
опрашивает жителей какой-нибудь деревни. Если он спросит
селянина напрямую: «Как у вас
называют кузнечика?» — ему,
скорее всего, ответят, что кузнечиком и называют. Но если
спросит иначе: «Кто у вас тут
стрекочет в лугах?» — то ему назовут именно местное имя насекомого.
Поэтому, приступая к своему
исследованию, ученый заранее
определяет, кого и как он будет
спрашивать, разрабатывает ВОПРОСНИК — список вопросов
для своих информантов. А после
всех бесед сверяет записи разговоров и делает выводы. Не всегда
ему удается получить точный и
подробный ответ на интересующий вопрос, но уже сами записи бесед будут ценнейшим
сокровищем для последующих
поколений — ведь человек не
живет на Земле вечно…