— Седая («Нивы сжаты, рощи
голы…»)! Это необычное определение и точное: действительно, снег
белый, как седина человека. Можно придумать и другой образ:
зима жизни — старость. А угадайте, какой может быть
чаща?
— Дремучей, густой, темной…
страшной, в конце концов…
— А у Есенина она — звонкая! Вот как необычно!
И сразу много ассоциаций появляется: деревья — прямые, натянутые, как струны, и ветер — шумящий, звенящий по их стволам… Или ручей,
поток; мы назовем его быстрым, а поэт скажет
о нем интереснее — поток проворный. Вы, наверное, уже поняли, что стихотворные эпитеты
очень яркие и точные. Например — «гусь тяжелый» (у Пушкина в «Евгении Онегине»). Отдельно
друг от друга эти два слова совсем прозаические
и всем привычные. Но Пушкин соединил их, и мы
удивляемся: как это просто, но точно! Действительно, гусь — тяжелый! В одном слове «тяжелый» — весь гусь, целиком; неуклюжий, грузный,
переваливающийся с лапы на лапу. А предположите, каким может быть барабан?
— Большим, громким, важным...
— А у Маяковского он — шалый («Мы вас ждем,
товарищ птица…»)! Помните, что значит «шалый»? Правильно — взбалмошный, бесшабашный,
очень резвый. Есть эпитеты, в которых поэты используют слова «высокого стиля». В основном они
происходят из старославянского языка и в повседневной речи употребляются нечасто. Смысл
образов, созданных с помощью «высоких» слов,
сразу становится серьезнее, значительнее. «Рука
дерзновенная» (не наглая, даже не дерзкая, а именно — дерзновенная). «Презрительная пята» (то
есть презирающая красоту цветов, которые она
топчет). Это из стихотворения А. К. Толстого «Замолкнул гром...». Заметьте, что пята — более значительное слово по сравнению с «простой»
пяткой. «Улыбка роковая» (у М. Лермонтова «Два
великана»). Эпитет «роковая» часто употребляется по отношению к женщине, ее улыбке, чарам.
Поэты, критики называют такие часто употребляемые выражения штампами. Но у Лермонтова
«роковая улыбка» не штамп. Ведь ею отвечает
один воин другому. И мы сразу понимаем: если
улыбка витязя роковая, его враг будет повержен.
А улыбкой опасной или наглой противника не
сразишь...
— Вот какие поэты — неравнодушные к словам люди!
— Попытайтесь и сами внимательнее отнестись
к эпитетам. Попробуйте подобрать их к какому-нибудь явлению. Например, сколько уже про
лето написано! Или про осень… У поэтов она и
щедрая, и славная, и первоначальная, и унылая,
и туманная, и дивная, и пестрая, и прозрачная,
и кружевная… Золотая и багряная — это уже
«штампы». Постарайтесь что-то свое, оригинальное придумать! И про лето, и про осень. А хотите — и про зиму, и про весну. Потом посмотрим,
у кого лучше, интереснее получится.
Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель
литературы школы-лицея «Венда»