Итак, восьмилетняя девочка нашла в пещере
нарисованных бизонов.
Бизоны не водились в Испании нового времени, нарисовать их в этой пещере
мог только человек каменного века. Почему-то Марселино
Саутуола поверил в его авторство сразу. И дон Жуан Вилланова, профессор из Мадрида,
тоже поверил. Он побывал в
пещере и убедился, что кости
на полу пещеры принадлежали
ископаемым видам, а изображения были сделаны способом,
который никогда затем в искусстве не применялся. И король
Альфонсо XII, самолично посетивший пещеру, тоже поверил, и даже оставил автограф у
входа.
Но ученый мир Европы верить Саутуоле не желал. Не мог
первобытный дикарь рисовать, как современный художник. А если и мог, то не должен
был. Чем же тогда занималось
человечество все прошедшие
века, если в искусстве изображения животных не продвинулось ни на шаг?
Сначала Саутуолу высмеивали, утверждая, что ему почудилось. А когда его слова
подтвердил Виланова, самый
настоящий профессор, в Альтамиру прибыла ученая делегация и, осмотрев изображения,
вынесла вердикт: подделка!
Рисункам не больше 20 лет, работал современный художник,
нанятый Саутуолой. Слову
дворянина не верили. Для дона
Марселино это стало трагедией.
Он скончался в возрасте 57 лет,
вскоре не стало Вилановы, а
всего через три года была обнаружена другая пещера с рисунками каменного века.
В 1895 году во французском
селении Ля Мут крестьянин
решил расширить грот, служивший ему сараем. Взмах
кирки открыл вход в пещеру.
Деревенские мальчишки не
преминули туда залезть и, пробираясь ползком по низкой
галерее, в 100 метрах от входа
обнаружили нарисованного
быка. Как позже выяснилось, в
лабиринте пещеры Ля Мут
скрывалось больше двухсот нарисованных зверей. Там были
лошади, бизоны, олени и даже
кошки.
Новые открытия посыпались,
как из рога изобилия. Вход в
пещеру Комбарель открылся за
задней стеной курятника, располагавшегося в гроте. В пещере «проживали» четыреста
звериных изображений. В подземной галерее Фон-де-Гом
среди бизонов и оленей расположились двадцать мамонтов,
нарисованных так, будто художник писал их с натуры. В пещере
Тюк д’Одубер рисунки бизонов
оказались покрыты сталактитами, которые наросли никак
не меньше, чем за 10 тысяч лет.
А значит, оставить эти рисунки
мог только человек послеледниковой эпохи — кроманьонец.
Даже самым закоренелым скептикам стало нечего возражать.
Наука признала художников
каменного века и принялась
изучать их творения.