Архив журнала для детей Костер

Июль 2012 года

Журнал Костер. Июль 2012 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий

Герои неземных стихий Сокровища крейсера «Эдинбург»

Удивительна судьба подводных кладов. Одни лежат сотни лет, никто о них ничего не знает, и лишь случайным образом тайна раскрывается. О других все известно, все ясно, но добыть драгоценности, поднять их долго не удается. Об одном из таких известных морских кладов и пойдет речь.

ДРАГОЦЕННЫЙ ГРУЗ

К весне 1942 года в Заполярье сложилась очень сложная обстановка. Жестокие бои гремели на Мурманском направлении. Фашисты держали в этом районе целую эскадру крупных боевых кораблей. И вся эта грозная сила использовалась для того, чтобы не пропустить в Мурманск конвои транспортных судов. Они везли из США и Англии военные материалы, технику, продовольствие, медикаменты. Правда, конвои не были безоружны. Их сопровождали британские и советские боевые корабли. Караваны прорывались, хотя и не без потерь. В 1941 году благополучно прошли 11 конвоев. В 1942 году только за два первых месяца–девять. В самом конце апреля сорок второго из Мурманска вышел в обратный путь конвой во главе с английским крейсером «Эдинбург». В пороховом погребе крейсера лежал драгоценный груз — 465 слитков золота весом по 11–13 килограммов каждый. Слитки были платой Советского Союза Великобритании за военные поставки. 30 апреля в Баренцевом море, в 180 милях севернее Мурманска, крейсер был атакован немецкой подводной лодкой. Мощный взрыв торпед вывел из строя винты и руль корабля. Крейсер потерял ход и, получив большую пробоину, накренился на левый борт.

Тем временем в районе боя появились немецкие миноносцы. Заговорили орудия. Опасаясь, что золотой запас может достаться врагу, командир крейсера приказал английскому эсминцу потопить, торпедировать, «раненый» корабль. Люди, находившиеся на борту «Эдинбурга», были срочно сняты. Прогрохотали три взрыва, и крейсер стал быстро погружаться в холодную воду. Через несколько минут все было кончено. Вместе с огромным кораблем ушли в морскую пучину и слитки золота, упакованные в деревянные ящички.

Проходили годы, а золотой груз по-прежнему лежал на дне Баренцева моря. Крейсер затонул на глубине 260 метров. Такая глубина долгое время оставалась недоступной для водолазов. Но подводная техника совершенствовалась, и поднять золото стало возможным.

Крейсер «Эдинбург» задолго до трагедии

Крейсер «Эдинбург» задолго до трагедии

ВЫГОДНЫЙ ДОГОВОР

Тридцать девять лет спустя в район гибели «Эдинбурга» направилось английское судно «Стефанитурм». Одна британская фирма взялась поднять на поверхность моря золото, находившееся в чреве затонувшего крейсера. Эта крупная фирма имела богатый опыт в подобных подъемах.

Водолазная база — судно «Стефанитурм»

Водолазная база — судно «Стефанитурм»

Договор гласил, что вознаграждение фирме выплачивается лишь в том случае, если золото будет поднято. После успешного окончания операции золото, согласно договору, следовало разделить так: две трети его получала наша страна, одну треть — Англия.

СЛИТОК ВОДОЛАЗА РОССИ

«Стефанитурм» еще шло к нашим берегам, а водолазы уже начали готовиться к погружению. Находясь в барокамерах при повышенном давлении, они заранее насыщали свой организм искусственным «воздухом», гелиокислородной смесью.

И вот — холодное Баренцево море. Начались спуски. Водолазы, по три в каждую смену, перебирались в глубоководную камеру. Она зависала на тросе над поверженным кораблем. Двое водолазов выходили из камеры наружу и подплывали к крейсеру.

Устройство водолазной базы

Облаченные в черные, плотно облегающие тело гидрокостюмы, с ластами на ногах и маской на лице, они плавали почти свободно. Только жгуты тонких кабелей и гибких трубопроводов связывали их с камерой и далее с судном. По кабелям поддерживалась телефонная связь, по трубкам подавались дыхательная газовая смесь, кислород для резки металла и теплая вода для системы обогрева водолазов.

Увы, через пробоину, как намечалось ранее, войти не удалось. Этот путь оказался настолько загроможденным искореженным металлом, что было решено прорезать новое отверстие в борту крейсера.

Около полумесяца продолжалась расчистка завалов. Нередко приходилось работать на ощупь, в облаках ила, рядом с хранилищем снарядов и мин. И вот, наконец, в полдень 16 сентября водолаз по имени Джон Росси обнаружил первый слиток.

ДАНЬ БОГУ МОРЕЙ

Что началось, когда этот слиток был поднят наверх! Каждый стремился дотронуться до тяжелого желтоватого бруска, хотел непременно подержать его в руках.

К началу октября из 465 слитков удалось поднять 431. Непогода приостановила работы. Да и водолазы уже заметно устали. Операцию пришлось прекратить. Поиски оставшегося золота планировалось продолжить весной следующего года. Но так случилось, что новая экспедиция смогла состояться лишь через пять лет, ранней осенью 1986 года.

В Баренцевом море теперь работало поисковое судно под названием «Дипвотер-2». Водолазы снова и снова обследовали помещения погибшего корабля. Были подняты еще 29 слитков общим весом 345 килограммов. Слухи о том, что золота на корабле было намного больше, оказались неверными. Однако и так уже никто не мог пожаловаться на результат обеих операций. Было спасено 460 слитков, или почти 99 процентов всего золота, затонувшего в Баренцевом море!

Пять слитков, находившихся в носовой части порохового погреба, особенно пострадавшей, так и остались лежать на дне. По-видимому, они никогда уже не будут подняты. Это была дань Нептуну, богу морей.


Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»