Июль 2009 года
![Журнал Костер. Июль 2009 года Журнал Костер. Июль 2009 года](/images0/principal/7-09.jpg)
…
![Вот в чем вопрос Вот в чем вопрос](/images0/question.gif)
![Почему всем поселкам по 500 лет? Почему всем поселкам по 500 лет?](images7-09/ques2.jpg)
В 2000-м году множество поселков Ленинградской области отмечали свой юбилей. Им исполнялось 500 лет. Праздник справляли Мга, Извара, Парголово, Лисий Нос, Сиверский и десятки других. Как же они умудрились «родиться» в один год — 1500-й?
Попробуем заглянуть на пять веков назад. Земля нынешней Ленинградской области принадлежала Великому Новгороду. Свои владения новгородцы делили на
пять частей — пятин. Там, где теперь раскинулся Петербург и его окрестности, простиралась Водская пятина. Свое имя она получила от населявшего ее финского племени водь. В 1499-1500 годах
новгородцы решили определить, сколько в пятине пахотной земли, селений, людей и какие налоги надлежит им платить в казну. Так появилась «Переписная окладная книга Водской пятины», текст которой дошел до наших дней. В книге впервые упомянуты многие поселки, сохранившиеся и поныне. До того как попасть в новгородскую налоговую ведомость, эти селения могли существовать многие десятилетия и даже столетия. Но более древних записей о них не сохранилось.
На Руси издревле было принято считать возраст городов и селений от первого упоминания. Так и вышло, что десятки поселков в окрестностях Петербурга оказались ровесниками и отпраздновали свой солидный юбилей в одном и том же году — 2000-м.
![Как сосчитали вече? Как сосчитали вече?](images7-09/ques3.jpg)
При имени «Новгород» сразу же вспоминается вече. Конечно, народные собрания происходили и в других древнерусских городах, но вече новгородское прославлено особо. В XIII веке новгородцы изгнали представителя киевского князя, и с тех пор только вече решало, как жить новгородскому государству. Летопись описывала веча как шумные собрания, нередко завершавшиеся столкновением партий на мосту через Волхов…
![Новгородское вече Новгородское вече](images7-09/ques1.jpg)
Первые русские историки представляли себе вече как собрание всех взрослых мужчин, «сонмище людское». Однако со временем стали зарождаться сомнения. Известно, что в период расцвета в Новгороде проживало порядка 30 тысяч человек. Взрослых мужчин — 4-5 тысяч. Но столько людей, да еще без микрофона, ни о чем непосредственно договориться не могут.
Между тем мы знаем, что новгородское вече обсуждало сложные вопросы и выносило вполне разумные решения. Вечу удавалось избирать должностных лиц, устанавливать налоги, утверждать договоры. Сколько же людей на самом деле входило в вече? И кто это были такие?
Разрешить загадку удалось известному археологу Валентину Лаврентьевичу Янину. В распоряжении ученого были некоторые письменные свидетельства. В 1331 году немецкие послы сообщали: городом управляют «триста золотых поясов». Летопись указывала: вече чаще всего происходило на Ярославовом дворище. Так называлась площадь на Софийской стороне, где некогда стояли хоромы князя Ярослава Мудрого. Кроме того, источники утверждали: на вече сидели.
Археологи во главе с Яниным тщательно обследовали территорию Ярославова дворища и определили его древние границы. А потом был проведен эксперимент. На площади поставили скамьи. На них сели участники археологической экспедиции и студенты новгородских вузов. Оказалось, что вечевая площадь вмещала от 300 до 400 человек. Число совпало с сообщением немецких дипломатов о «трехстах золотых поясах». Но кто же эти «золотые пояса», управлявшие Новгородом?
В ходе раскопок выяснилось: территория города делилась на усадьбы. Их хозяевами были бояре. Усадьба включала дом самого боярина, мастерские, жилища ремесленников и занимала солидную площадь до 2000 тысяч квадратных метров. Археологи подсчитали: таких усадеб было приблизительно 300. И снова — знакомая нам цифра. Совпадение вряд ли случайно. Янин предположил, что древние новгородские землевладельцы и предприниматели — бояре — как раз и составляли вече: именно в их руках сосредоточивалась власть. Триста человек — вполне обычное число и для современных парламентов. Разумеется, тремстам тоже не просто договориться, но в отличие от 4-5 тысяч все-таки возможно.
А как же шумные собрания, гомон толпы, столкновения на мосту? Неужто все это — фантазия летописца? Скорее, правда. Когда обсуждались особо значимые вопросы и возникали непримиримые позиции, бояре приводили своих работников. Те заполняли ближайшие улицы и криками поддерживали хозяев. Видимо, такие бурные веча случались не часто. Именно поэтому они привлекли внимание летописцев и «вошли в историю».
Рената Либина |
![]() |
Художник Ольга Граблевская | Страничка автора | ![]() |
Страничка художника |