Когда заходит речь о кораблях-героях Великой Отечественной войны, мы прежде
всего представляем себе могучие линкоры с тяжелыми орудиями, быстроходные эсминцы
и крейсера, подводные лодки,
поражающие торпедами вражеские транспорты, стремительные торпедные катера.
Все это — военные корабли,
построенные именно для морских сражений. Но в боях Великой Отечественной войны
прославили свое имя и мирные
суда — те, которые строились
для задач, бесконечно далеких
от войны.
Больше всего таких судов было в составе речных флотилий.
Например, канонерские лодки
Волжской флотилии «Усыскин»
и «Чапаев», отличившиеся в
обороне Сталинграда, в довоенной жизни были грузовыми
колесными пароходами.
Самыми сильными кораблями Ладожской военной флотилии стали канонерские лодки,
перестроенные из барж-грунтовозов. В мирное время это
были незаметные суденышки,
перевозившие грунт, который
поднимали со дна портовые
землечерпалки. А в годы войны именно на эти баржи были
поставлены самые сильные из
корабельных пушек Ладоги.
Вместе с другими кораблями
флотилии «ладожские линкоры» (такое прозвище получили канонерки) охраняли
транспорты, доставлявшие
продовольствие в осажденный
врагом Ленинград.
Вооруженные гражданские
суда воевали и на морях. Особенно много мобилизованных
мирных кораблей сражалось в
составе Северного флота — самого молодого из советских
флотов.
Гитлеровское командование
отправляло в Арктику лучшие
корабли — самые современные,
хорошо вооруженные. В августе 1941 г. в бою против трех
новейших вражеских эсминцев
погиб сторожевой корабль «Туман» — бывший рыболовный
траулер.
А в 1942 году германский
тяжелый крейсер «Адмирал
Шеер» проник в Карское море, намереваясь уничтожить
полярный порт Диксон. Но
вместо захвата легкой добычи
гитлеровскому кораблю пришлось вступить в настоящий
морской бой — с вооруженными ледокольными пароходами
«Александр Сибиряков» и «Дежнев».
«Александр Сибиряков», первым принявший удар врага, погиб в неравном бою с немецким
крейсером. Но и «Адмиралу
Шееру» не удалось выполнить
свою задачу. Не сумев ничего
добиться у Диксона, опасаясь
подхода кораблей Северного
флота, германский пират развернулся и навсегда покинул
советские воды.