Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2010 года

Журнал Костер. Май-июнь 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

Вот в чем вопрос

Как стать человеком…
(По мнению обезьяны?)"

Обезьянки

В 1960-70-х годах несколько американских исследователей стали «приемными родителями» юных обезьян. И сразу же возникла проблема. Обезьяны не могут произносить членораздельные звуки, как люди, — слишком низко расположена у них гортань. Выход из положения подсказала шимпанзе Вики. В качестве игрушек Вики давали разные картинки. Хотелось ей покататься на машине — она приносила картинку автомобиля, и ее катали. Через некоторое время воспитателям Вики надоели частые «выезды в свет». Картинки с машинами убрали. Но Вики было уже не остановить. Она вырывала фотографии машин из журналов и настоятельно требовала катать себя еще и еще. Вики придумала, как без звуков доносить свои желания до людей. Изобретение Вики навело ученых на мысль обучать обезьян не звуковой речи, а языку жестов, наподобие того, которым пользуются глухонемые люди.

В 1966 году Аллен и Беатриса Гарднеры стали обучать шимпанзе по имени Уошо. Первые слова-жесты дались ей не без труда, хотя и за изрядные порции изюма. Но вскоре Уошо с большой охотой принялась осваивать все, чему ее учили. К 5 годам она употребляла больше 500 слов и понимала 2000, как человеческие дети в 2-3 года. Уошо могла придумывать новые слова, составляя их из прежде выученных жестов. Давайте проверим, насколько люди умнее обезьян. Попробуйте догадаться, что именно Уошо называла словами «вода-птица», «конфета-пить» и «открыть-еда-питье». Подумайте как следует, а правильные ответы вы сможете узнать в следующем номере журнала.

Толковая обезьяна Уошо, кстати, без особых затруднений подхватывала и те слова, которые «роняли» в ее присутствии, не рассчитывая, что шимпанзе их запомнит. Например слова «зубная щетка» и «курить». Повзрослев, Уошо занялась преподаванием и обучила языку жестов своего приемного сына.

Не менее талантливой оказалась горилла Коко. Она могла не только говорить «по делу», но и шутить. По просьбе своей воспитательницы, Фрэнсис Паттерсон, Коко умела показывать, где у нее глаза, нос, лоб. Однажды Паттерсон захотела продемонстрировать способности гориллы гостям. Но вместо лба Коко показывала нос, а вместо ушей — глаза. Она явно вредничала. «Плохая горилла», — раздраженно просигналила Паттерсон. «Смешная горилла», — поправила Коко.

Где причина, где следствие, Коко тоже разбиралась. Была у нее страсть: рвать губки. Коко знала, что за рваные губки ее не похвалят, но удержаться не могла. Однажды воспитательница застала ее за любимым занятием: «Что это?» — спросила она. «Беда», — ответила Коко. Она не сказала «рваная губка», это было и так очевидно. Коко сразу же перешла к обсуждению возможных результатов. В другой раз Коко спросили, кто из двоих людей ей нравится больше. Оба находились в комнате. Коко посмотрела на одного, потом на другого и ответила: «Плохой вопрос».

Не все ученые соглашались называть речь обезьян языком. А вот почему они так думали и как обезьяны опровергли этот довод, вы узнаете в следующий раз.




Рената Либина
Художник Татьяна Капустина
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»