Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2010 года

Журнал Костер. Май-июнь 2010 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


История исторических изречений

Гвардия умирает, но не сдается

Академик Пятитомов с внуком Сережей выбрались на дачу только в середине июня — университетские дела не отпускали дедушку раньше. А 18 числа к ним в гости приехал профессор Синицын, друг и соавтор академика. Стояла чудная солнечная погода, и было решено отправиться в пеший поход до озера Голубого.

Наполеон

Прихватив с собой рюкзаки со всем необходимым для пикника, троица бодро двинулась в путь. Солнце палило вовсю.

Сережа шел бодро. Дедушка, который всю зиму делал по утрам пробежки, тоже без труда поддерживал взятый темп. А вот профессор, физическими упражнениями пренебрегавший, скоро запыхался и тащился еле-еле.

— Может быть, пора встать на привал? — обратился к соавтору академик.

— Нет! — упрямо ответил Синицын. — Решили дойти, значит дойдем. Гвардия умирает, но не сдается.

— Какая гвардия? — не понял Сережа.

— Старая, — уточнил профессор. — То есть я.

— Ну, не такой уж вы и старый, — деликатно не согласился внук академика.

— Дело тут не в возрасте, — вступил в разговор дедушка. — В 1807 году Наполеон Бонапарт разделил свою армию на гвардию «старую» и гвардию «молодую». В «старую» входили наиболее закаленные в боях солдаты и офицеры. С годами выражение «старая гвардия» стало обозначать испытанных, опытных деятелей в любой сфере деятельности.

— А то историческое изречение, — задыхаясь на ходу, сказал Синицын, — которое произнес я…

— Не ты, а генерал Камбронн, — перебил его академик.

— Ну да, по одной из версий, — Камбронн, командующий старой гвардией в битве при Ватерлоо, — согласился профессор и замолчал, пытаясь выровнять дыхание.

А старший Пятитомов продолжил ровным лекторским голосом:

— Селение Ватерлоо находится в Бельгии, неподалеку от Брюсселя. Здесь в 1815 году армия Наполеона сошлась в генеральном сражении с англо-голландскими и прусскими войсками. Что-то в тот день у Бонапарта не ладилось. Он решил нанести главный удар по англичанам, разворачивая правый фланг, но те сумели артиллерийским и ружейным огнем остановить наступление французской пехоты и нанести ей тяжелые потери. Тогда Наполеон приказал своей коннице прорвать центр армии противника. Кавалерия дважды врывалась в боевые порядки англичан, но поставленной задачи так и не выполнила. Для Наполеона создалась тяжелая обстановка, и он ввел в бой свой последний резерв — 10 батальонов старой гвардии. Но было уже поздно. Превосходящие силы англичан окружили французов и предложили им сдаться. Вот тут-то Камбронн и воскликнул.

— Гвардия умирает, но не сдается! — из последних сил прокричал профессор и повалился на зеленую травку на берегу Голубого озера. — Дошли!

Раскрыли рюкзаки. Расстелили на земле клеенку. Достали бутерброды и питье. Во время пикника соавторы продолжили научную беседу, а Сережа слушал и запоминал. Оказывается, несмотря на историческое изречение, генерал Камбронн был, тем не менее, в плен взят. Кроме того, авторство крылатой фразы не раз подвергалось сомнению. Иногда ее приписывают полковнику Мишелю, иногда — простому солдату Антуану Дело. Но точно известно, что произнесена она была 18 июня 1815 года, ровно 195 лет тому назад.

И все в честь славного юбилея чокнулись стаканами с соком.


Художник Наталия Якубовская   

Страничка художника

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»