Бывает, что опереточные театры есть, а
оперетт нету. Так получилось в России. Как только Жак Оффенбах написал
(в 1855 году) первую оперетту — «Орфей в аду», и ее поставили в парижском театре
«Буфф-паризьен», так она
появилась и на русской сцене — в Петербурге, в Михайловском театре, где работала
своя французская труппа. Оперетту Оффенбаха в России
восприняли как маленькую
комическую оперу. Именно так
и переводится это слово с итальянского языка. В России так
называли небольшие оперы
еще в начале XVIII века. Но теперь это был совсем другой
жанр — в оперетте появились и
веселые куплеты, и веселые
арии, и танцы, и шутки.
В России долго не было своих опереточных композиторов,
и ставились иностранные оперетты. А когда и у нас стали
сочинять оперетты, то они оказались скучными, и музыка
была неважная. Зато в России
стали появляться прекрасные
театры, где оперетта была главным жанром.
Сначала это были театры
«Буфф» («буфф» по-итальянски
«шутка»). В театре «Буфф» давали не только оперетты, там
пели веселые песенки и куплеты, танцевали канкан и матчиш
(такие бравурные танцы), разыгрывали акробатические
номера, веселые сценки. Но царицей вечера была оперетта.
Приглашались знаменитые иностранные артисты — своих мастеров этого жанра у нас пока
не было. Некоторым иностранцам здесь так понравилось, что
они задержались в России на
несколько лет.
Но вскоре и у нас появились
свои опереточные артисты.
Стали открываться новые опереточные театры. Некоторые из
них были просто великолепны.
Вот был знаменитый Театр Неметти, известный театр «Летний Буфф». Народ переполнял
их залы. А пели и играли там
первоклассные артисты — и русские, и иностранцы. Оперетту
ставили даже на сценах драматических театров — в Михайловском театре, Александринском, Мариинском.
А еще предприимчивые владельцы театров стали
устраивать при своих
театрах роскошные рестораны, чтобы привлечь больше публики.
Родился даже такой
вид — «театр-ресторан»,
а владельцев таких театров называли «трактирщики-антрепренеры». Ну,
а ресторанная публика не
особенно-то интересовалась новым репертуаром.
В конце XIX века
популярны стали цыганские романсы. Заблистали «звезды» этого
жанра — Вяльцева, Панина, Шувалова. Цыганский
репертуар стал проникать
и в оперетту. Были целые
опереточные «цыганские»
представления — «Цыганские
песни в лицах», «Наши цыгане», «Цыганка Домаша»…
Порой такие представления
скатывались к вульгарной
«цыганщине», и часть публики
относилась к этому жанру скептически.
Но были серьезные музыканты и деятели театра, такие как
Монахов, Марджанов, Греков.
Но увы — по-прежнему не было у
нас хороших опереточных композиторов. Ни одна из написанных до революции 1917 года
русских оперетт не могла конкурировать с европейскими.