Архив журнала для детей Костер

Апрель 2014 года

Журнал Костер. Апрель 2014 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




И эхо таинства за шелестом кулис...

И эхо таинства за шелестом кулис...
Оперетта... Оперетта... Легкость музыки и света...

Бывает, что опереточные театры есть, а оперетт нету. Так получилось в России. Как только Жак Оффенбах написал (в 1855 году) первую оперетту — «Орфей в аду», и ее поставили в парижском театре «Буфф-паризьен», так она появилась и на русской сцене — в Петербурге, в Михайловском театре, где работала своя французская труппа. Оперетту Оффенбаха в России восприняли как маленькую комическую оперу. Именно так и переводится это слово с итальянского языка. В России так называли небольшие оперы еще в начале XVIII века. Но теперь это был совсем другой жанр — в оперетте появились и веселые куплеты, и веселые арии, и танцы, и шутки.

В России долго не было своих опереточных композиторов, и ставились иностранные оперетты. А когда и у нас стали сочинять оперетты, то они оказались скучными, и музыка была неважная. Зато в России стали появляться прекрасные театры, где оперетта была главным жанром.

Сначала это были театры «Буфф» («буфф» по-итальянски «шутка»). В театре «Буфф» давали не только оперетты, там пели веселые песенки и куплеты, танцевали канкан и матчиш (такие бравурные танцы), разыгрывали акробатические номера, веселые сценки. Но царицей вечера была оперетта. Приглашались знаменитые иностранные артисты — своих мастеров этого жанра у нас пока не было. Некоторым иностранцам здесь так понравилось, что они задержались в России на несколько лет.


Ресторанная публика не интересовалась новым репертуаром...

Но вскоре и у нас появились свои опереточные артисты. Стали открываться новые опереточные театры. Некоторые из них были просто великолепны. Вот был знаменитый Театр Неметти, известный театр «Летний Буфф». Народ переполнял их залы. А пели и играли там первоклассные артисты — и русские, и иностранцы. Оперетту ставили даже на сценах драматических театров — в Михайловском театре, Александринском, Мариинском.

А еще предприимчивые владельцы театров стали устраивать при своих театрах роскошные рестораны, чтобы привлечь больше публики. Родился даже такой вид — «театр-ресторан», а владельцев таких театров называли «трактирщики-антрепренеры». Ну, а ресторанная публика не особенно-то интересовалась новым репертуаром.

В конце XIX века популярны стали цыганские романсы. Заблистали «звезды» этого жанра — Вяльцева, Панина, Шувалова. Цыганский репертуар стал проникать и в оперетту. Были целые опереточные «цыганские» представления — «Цыганские песни в лицах», «Наши цыгане», «Цыганка Домаша»…

Порой такие представления скатывались к вульгарной «цыганщине», и часть публики относилась к этому жанру скептически.

Но были серьезные музыканты и деятели театра, такие как Монахов, Марджанов, Греков. Но увы — по-прежнему не было у нас хороших опереточных композиторов. Ни одна из написанных до революции 1917 года русских оперетт не могла конкурировать с европейскими.



Театральные ряды



Юрий Кружнов
Художник Ксения Почтенная, главный художник
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»