Итак, мы уже знакомы с
главной силой парусного военного флота — линейным
кораблем. Он огромен — у него
до 120 орудий, и почти тысяча
человек экипажа. Но далеко не
всегда в морской войне нам
нужен именно такой корабль.
Например, нам необходимо
провести разведку — нужно
все время знать, где находится флот врага. Для этого
нам потребуется корабль не
столько сильный по артиллерии, сколько быстроходный.
Он должен, обнаружив врага,
быстро вернуться к своим
главным силам или в береговую базу. И сообщить о флоте
противника. Или, завязав бой
с передовыми вражескими
силами, быстро отступить.
Тип таких кораблей появился в
XVII столетии. Они называются фрегатами. Как и линейные
корабли, фрегаты имеют три
мачты. И на всех мачтах несут
прямые паруса.
Фрегаты парусного флота
обычно имели от 30 до 60 орудий. Быстрые и хорошо вооруженные, уступавшие по
артиллерии только линейным
кораблям, они вели разведку,
могли принять участие в линейном бою, защищали транспортные суда и, в свою очередь,
перехватывали транспорты
врага. Недаром такое же название — «фрегаты» — носят
большие морские птицы с длинными и узкими крыльями.
Птицы-фрегаты не ловят рыбу
сами, а грабят в воздухе других
морских пернатых.
К фрегату близок другой
тип быстроходного трехмачтового корабля — корвет. Этот
корабль несколько меньше
фрегата и слабее по числу орудий. Задачи у корвета те же,
что и у фрегата — разведка и
крейсерство на морских путях
сообщения противника.
Фрегаты и корветы созданы
для войны, но они прославили себя и в мирные времена.
Именно эти корабли чаще всего
отправлялись в научные экспедиции. И в том числе — в кругосветные плавания. Множество
географических открытий
сделано именно этими кораблями.
В середине XIX в. фрегаты стали оснащать паровыми
машинами и гребными колесами. Так появились пароходо-фрегаты, которые сражались
на морях в годы, например,
Крымской войны. Чуть позже
появились фрегаты и корветы
с гребными винтами, а еще
позже на смену фрегатам и
корветам пришли крейсера,
которым мы обязательно посвятим отдельный рассказ.