Архив журнала для детей Костер

Апрель 2011 года

Журнал Костер. Апрель 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


15 апреля — Международный день культуры

Академия художеств журнала КОСТЕР

«Лейся, песня…»

Среди многих русских живописцев, искавших вдохновения в народной истории и поэзии, В. Васнецов занимает особое место. Художник признавался: «Я всегда был убежден, что … в сказке, в песне, былине, сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может, и будущим…». На его картине «Гусляры» — певцы-сказители. В их песнях-былинах оживают, становясь своеобразной летописью народной истории, образы любимых героев.

В. Васнецов. «Гусляры»
В. Васнецов. «Гусляры»

Один из учредителей знаменитого Товарищества Передвижных Выставок И. Прянишников работал в «малом» бытовом жанре, в отличие от «большого жанра» исторической картины. Он создал своеобразную живописную летопись «маленького человека» своего времени. Картина «Жестокие романсы» была выставлена впервые на 9-й Передвижной выставке 1881 года. В этой сценке молодой человек, похоже, из мелких чиновников, тщательно завитый и в новом сюртучке, стараясь пленить сердце сидящей рядом девушки, поет под гитару один из так называемых бытовых городских романсов. Мы можем увидеть некоторую схожесть персонажей картины с героями рассказов А. Чехова.

И. Прянишников. «Жестокие романсы»
И. Прянишников. «Жестокие романсы»

Песни, написанные великими композиторами, поднимаются до высот музыкального вокального искусства. Известная камерная певица Е. Лавровская гастролировала на российских императорских сценах, неоднократно выступала во многих городах западной Европы и везде с громадным успехом. Чайковский отмечал «чудный, бархатный, сочный» голос певицы, художественную простоту ее исполнения классических романсов, глубокое проникновение в стиль музыкального произведения. Именно Лавровская подала П. Чайковскому мысль написать оперу на сюжет «Евгения Онегина» Пушкина.

И. Крамской. Портрет певицы Е. А. Лавровской
И. Крамской. Портрет певицы Е. А. Лавровской

В 1886 году двадцатипятилетний К. Коровин создал декоративное панно «Северная идиллия». На фоне полного скромной прелести пейзажа он изобразил девушек в русских народных костюмах и юного пастушка, наигрывающего незамысловатую мелодию.

К. Коровин. «Северная идиллия»
К. Коровин. «Северная идиллия»

Старинные народные песни могут найти отклик и в чувствах людей совсем другой эпохи. В серии «Мезенские вдовы» художник В. Попков создал образы русских женщин, со сдержанностью и достоинством, с нравственной стойкостью принявших нелегкую судьбу жен солдат Великой Отечественной войны. «Женщины-вдовы поют песни, их слушают студенты — физики, музыканты или художники. Вот и все… Мне хотелось показать в картине слитность двух противоположных групп людей», – писал Попков об одной из самых известных картин этой серии — «Северная песня».

В. Попков. «Северная песня»
В. Попков. «Северная песня»
(«Ой, как всех мужей побрали на войну…»)



Петр Лернер
член Союза художников России

Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»