Один мальчик в школу не ходил — мама его забрала через
два месяца после начала занятий в первом классе. Однажды на простой вопрос, сколько будет один плюс один,
мальчик ответил: «Один», — и пояснил: «Если
к одной чашке воды прибавить другую, будет
одна чашка, только в два раза больше». Учитель назвал мальчика «тугодумом». Тогда мама,
бывшая учительница, решила обучать сына
сама. Правда, не по программе первого класса.
Она читала ему книги о науке. В 10 лет мальчик оборудовал в подвале родительского дома
лабораторию и проводил в ней химические и
физические опыты. Отец стремился «оторвать»
сына от экспериментов: за каждую прочитанную
книгу по истории давал пенни. Мальчик читал
книги, копил деньги и покупал реактивы для
своей лаборатории.
В 12 лет мальчик отправился работать, продавать в поездах газеты и конфеты. Время
между рейсами мальчик проводил в городской
библиотеке. Он решил перечитать все имеющиеся там книги. Эксперименты мальчик тоже не
забросил, оборудовав лабораторию в багажном
вагоне. Там же он соорудил печатный станок и
выпускал первую в мире газету специально для
пассажиров. Он был ее единственным автором
и наборщиком. А по вагонам газету разносили
сверстники. Как-то раз в вагоне-лаборатории
случился пожар, и мальчика выгнали с работы.
Теперь ничто не мешало изобретать. Можно
было создавать прибор для записи звука, совершенствовать лампочку, телефон, телеграф,
кинокамеру, да мало ли что еще нуждалось в
улучшении? До сих пор составляют мировой рекорд 1093 патента на изобретения, полученные в
США, и почти 3000 за рубежом. Звали мальчика
Томас Эдисон. «Я смог стать изобретателем, потому что не ходил в школу», — написал Эдисон
в конце жизни.
Другой мальчик в школу ходил совсем недолго.
Семья кузнеца из лондонского предместья была
такой бедной, что дети раз в неделю получали помощь от протестантской общины — булку, одну
на всех. В 13 лет мальчик поступил в ученики к
переплетчику книг и стал читать все, что переплетал, особенно книги по физике и химии. Из
этих книг он впервые узнал об электричестве.
Однажды в мастерскую зашел профессор и, к
своему удивлению, застал молодого переплетчика за чтением солидного научного фолианта. Он
подарил переплетчику билеты на четыре лекции
знаменитого химика Дэви. Молодой человек
законспектировал лекции, красиво переплел и
отправил Дэви вместе с письмом, гласившим,
что его автор хочет заняться наукой, но не знает — как. Дэви пригласил переплетчика в ассистенты, а позже говорил, что из всех его открытий
самым значительным был Майкл Фарадей.
Мы живем в век электричества и так к нему
привыкли, что и не вспоминаем, откуда оно
берется. Между тем, в природе электричества
почти нет. Если бы мы задумали построить
электростанции на естественном электричестве,
нам пришлось бы ловить молнии в небе, скатов
в море или долго тереть кусочки шерсти друг о
друга. Искусственная выработка электричества
стала возможной после открытия закона электромагнитной индукции. Открыл закон Фарадей.
Даже страшно подумать, что было бы с людьми,
если б Фарадей не книжки в детстве читал, а в
школу ходил…
Но обязательно ли не ходить в школу, чтоб
потом кое-что получалось неплохо? Пожалуй,
не обязательно. Хотя точно неизвестно.