Апрель 2011 года

Журнал Костер. Апрель 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

Вот в чем вопрос

Что бывает, если в школу не ходить?

Один мальчик в школу не ходил — мама его забрала через два месяца после начала занятий в первом классе. Однажды на простой вопрос, сколько будет один плюс один, мальчик ответил: «Один», — и пояснил: «Если к одной чашке воды прибавить другую, будет одна чашка, только в два раза больше». Учитель назвал мальчика «тугодумом». Тогда мама, бывшая учительница, решила обучать сына сама. Правда, не по программе первого класса. Она читала ему книги о науке. В 10 лет мальчик оборудовал в подвале родительского дома лабораторию и проводил в ней химические и физические опыты. Отец стремился «оторвать» сына от экспериментов: за каждую прочитанную книгу по истории давал пенни. Мальчик читал книги, копил деньги и покупал реактивы для своей лаборатории.

Т. Эдисон

В 12 лет мальчик отправился работать, продавать в поездах газеты и конфеты. Время между рейсами мальчик проводил в городской библиотеке. Он решил перечитать все имеющиеся там книги. Эксперименты мальчик тоже не забросил, оборудовав лабораторию в багажном вагоне. Там же он соорудил печатный станок и выпускал первую в мире газету специально для пассажиров. Он был ее единственным автором и наборщиком. А по вагонам газету разносили сверстники. Как-то раз в вагоне-лаборатории случился пожар, и мальчика выгнали с работы. Теперь ничто не мешало изобретать. Можно было создавать прибор для записи звука, совершенствовать лампочку, телефон, телеграф, кинокамеру, да мало ли что еще нуждалось в улучшении? До сих пор составляют мировой рекорд 1093 патента на изобретения, полученные в США, и почти 3000 за рубежом. Звали мальчика Томас Эдисон. «Я смог стать изобретателем, потому что не ходил в школу», — написал Эдисон в конце жизни.

Другой мальчик в школу ходил совсем недолго. Семья кузнеца из лондонского предместья была такой бедной, что дети раз в неделю получали помощь от протестантской общины — булку, одну на всех. В 13 лет мальчик поступил в ученики к переплетчику книг и стал читать все, что переплетал, особенно книги по физике и химии. Из этих книг он впервые узнал об электричестве.

Однажды в мастерскую зашел профессор и, к своему удивлению, застал молодого переплетчика за чтением солидного научного фолианта. Он подарил переплетчику билеты на четыре лекции знаменитого химика Дэви. Молодой человек законспектировал лекции, красиво переплел и отправил Дэви вместе с письмом, гласившим, что его автор хочет заняться наукой, но не знает — как. Дэви пригласил переплетчика в ассистенты, а позже говорил, что из всех его открытий самым значительным был Майкл Фарадей.

Мы живем в век электричества и так к нему привыкли, что и не вспоминаем, откуда оно берется. Между тем, в природе электричества почти нет. Если бы мы задумали построить электростанции на естественном электричестве, нам пришлось бы ловить молнии в небе, скатов в море или долго тереть кусочки шерсти друг о друга. Искусственная выработка электричества стала возможной после открытия закона электромагнитной индукции. Открыл закон Фарадей. Даже страшно подумать, что было бы с людьми, если б Фарадей не книжки в детстве читал, а в школу ходил…

Но обязательно ли не ходить в школу, чтоб потом кое-что получалось неплохо? Пожалуй, не обязательно. Хотя точно неизвестно.




Рената Либина
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Любимому учителю
НОВОСТИ САЙТА

"Уж небо осенью дышало..."

Золотая осень
Стихи об осени