Многие праздники у нас в стране принято отмечать салютом. Вспомним замечательный
салют, прогремевший в небе городов-героев в торжественный день
65-летия нашей Великой Победы.
А знаете, когда появились первые
«потешные огни» в России? Как
свидетельствуют летописи, это
произошло еще в 1389 году при
Дмитрии Донском. Немецкие
купцы привезли в Москву свое
огненное представление. А собственные пиротехники появились
на Руси уже при Иване Грозном.
В Стрелецком полку даже должность такая была — «пороховой
заведующий». Этот специально
обученный человек должен был по
всем правилам устраивать «огненные потехи».
При Петре I фейерверками
в обязательном порядке стали отмечать наши военные
победы. Но полюбил «огненную потеху» царь еще
раньше, когда в 1690 году
состоялся праздник его
18-летия. В честь именинника были устроены два
фейерверка, один из которых продолжался целых
три часа. Петр, который
любил все попробовать
сам, учился и ремеслу пиротехника. Он собственноручно
устраивал фейерверки за
границей в ознаменование важных событий,
например, в Амстердаме, празднуя победу русских войск над турками.
К началу XVIII века
русские пиротехники
умели изготавливать все
виды фейерверков, которыми славились их заграничные коллеги. Ракеты,
шутихи, римские свечи, бураки, фонтаны, форсы — все
было подвластно их мастерству. Даже квакеры — изделия,
способные гореть на воде. Впечатляющие «огненные забавы»
могли иногда длиться часами.
Датский посланник с удивлением
писал о русских фейерверках:
«Трудно себе представить, какая
масса пороха исстреливается
за пирами и увеселениями, на
торжествах и салютах. В России
порохом дорожат не более чем
песком».
В 1700 году, когда Петр ввел в
России новое летоисчисление,
1 января в Москве был устроен
большой праздник Новолетия. Он
продолжался почти три недели.
Согласно царскому указу, знатным горожанам предписывалось,
«когда на Большой Красной площади огненныя потехи зажгут и
стрельба будет», «каждому на своем дворе из небольших пушечек,
буде у кого есть, и из несколько
мушкетов или иного мелкого
ружья учинить трижды стрельбу
и выпустить несколько ракетов,
сколько у кого случится». Москва
гуляла широко: пальба не смолкала всю неделю, по ночам горели
костры и рвались фейерверочные
ракеты. С тех пор «огненные потехи» в новогоднюю ночь стали
традиционными.
Правда, сам Петр видел в фейерверках не только развлечение. Он
преследовал совсем другие цели —
воспитательные. Царь полагал,
что знакомство народа с огнем и
взрывами уменьшит страх на поле
боя. А еще Петр считал фейерверки «силой объединяющей», он был
уверен, что они укрепляют дух
россиян и вселяют в граждан веру
в мощь своего Отечества.