У меня в кабинете (я преподаю
литературу и мировую художественную культуру) стоит бюст
Моцарта. Какой-то шутник
(или банда шутников) оставили
надпись на лбу Моцарта (его
бюста, конечно): «Привет от
Салерия!» Конечно, это форменное безобразие: неправильно написать имя композитора:
он не Салерий, а Сальери! И еще
издевательство над великим
Моцартом! Но с другой-то стороны, хулиган (или хулиганы)
знали, кто такой Сальери и что
он определенным образом связан с историей Моцарта.
Если назовете имя Антонио
Сальери, у большинства сразу
возникнет одна ассоциация: он
отравил Моцарта из зависти!
Кто же так постарался, чтобы в
сознании людей была именно
такая ассоциация? Оказывается,
что в большой степени — Александр Сергеевич Пушкин! Он
сочинил знаменитую маленькую трагедию «Моцарт и Салиери» (во времена Пушкина имя
писалось через «и» — Салиери).
Трагедия сначала так и называлась «Зависть». После того как
трагедию напечатали, все стали
воспринимать Сальери как отравителя.
А как в жизни относились друг
к другу Моцарт и Салиери? Какую музыку сочиняли? И вообще, откуда узнал Пушкин о
зависти и отравлении? Обвинение очень серьезное! Как сейчас
говорится — уголовное!
Вы, наверное, сильно удивитесь, если узнаете, что в жизни
Антонио и Вольфганг были не
просто коллегами (музыкантами и композиторами), но и…
друзьями! Да, у них были настоящие дружеские отношения:
как вспоминают мемуаристы
(те, кто пишет воспоминания),
они встречались на приятельских вечеринках, ходили друг к
другу в гости, музицировали
вместе, переписывались. И дружили семьями. Например, Антонио, бесплатно, по-дружески,
учил итальянскому языку и пению сына Вольфганга Амадея.
А в пении Салиери знал толк.
И это, мягко говоря: ведь он был
лучшим, самым известным сочинителем опер в то время! Моцарт восхищался ими вместе со
всеми. Вот и повод для зависти.
Правда, в другую сторону: Моцарта — к Сальери! А еще Моцарт завидовал Сальери из-за
того, что австрийский император назначил Антонио придворным композитором. А Моцарт
сам мечтал им стать.
Так почему же у Пушкина
смертельно завидует не Моцарт,
а Салиери? Что уязвляет его самолюбие так сильно, что он
убивает друга?!
Постараемся ответить на эти
вопросы. В маленькой трагедии
Пушкина… Кстати, странное название! Как трагедия может быть
маленькой?! Ведь трагедия — крушение жизни человека, несчастный перелом судьбы и
смерть. Наверное, Александр
Сергеевич играл словами — он
имел в виду маленький объем
произведения: действительно,
прочитать его можно быстро.
Так вот — в «маленькой трагедии» Сальери завидует не положению Моцарта (какое вообще
у него положение — об этом не
говорится). Не его популярности. Он завидует … его таланту,
его гению! Но об этом — в следующий раз.
Евгений СЛАВУТСКИЙ, журналист, преподаватель.
В соавторстве с сыном Артёмом СЛАВУТСКИМ,
11 лет, учеником гимназии