Итак, в прошлый раз (см. «Костер» № 1, 2016)
мы выяснили, что, оказывается, можно ревновать
другого не только к его богатству и «статусу»,
но и к чему-то как бы неосязаемому — одаренности, таланту!
Сальери сам прекрасно чувствовал музыку,
разбирался в ней, понимал ее. И терзался черной
завистью к более одаренному другу. Он считает,
что великий талант дан Моцарту незаслуженно.
Что он, Сальери, трудился упорнее и целеустремленнее над познанием и сочинением музыки
и более достоин, чем его друг Моцарт, чтобы бог
и судьба одарили его гением!
И вот что интересно — маленькое пушкинское произведение можно не только прочитать!
А что еще?.. Его можно послушать! Да, именно
так! Пушкин подразумевал, что в трагедии звучит
музыка! Правда, не Сальери — Моцарта. И музыка настолько чудесная, что Сальери, слушая ее,
плачет от восторга!
Давайте и мы послушаем, что играет Моцарт
перед смертью своему другу и «убийце» Антонио
Сальери!..
А здесь нас ждет загадка! Но это не страшно,
а даже увлекательно — потому что есть повод
пофантазировать и провести расследование!
Александр Сергеевич не указал, какую музыку
исполнял Моцарт для Сальери, но оставил нам
намеки. И мы попробуем их разгадать.
Первое произведение, которым
Сальери был немыслимо восхищен — это фортепианная
соната. Но какая же из сонат
Моцарта? Пробуем «вычислить»… Большинство сонат
Вольфганга Амадея спокойные
и радостные, как сейчас сказали бы, «позитивные». Даже очень позитивные!
Один известный теолог (ученый, занимающийся
религией) написал: «Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен,
что в своем домашнем кругу они играют Моцарта».
А грустное ангелы играть не станут.
А о сонате, которую играл для Сальери, Моцарт
сказал так:
Представь себе… кого бы?
Ну, хоть меня — немного помоложе;
Влюбленного — не слишком, а слегка —
С красоткой, или с другом — хоть с тобой,
Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое…
«Незапный мрак, виденье гробовое» — вот
что поможет нам найти «нужную» сонату! В сонате
Моцарта № 8 ля минор радость вдруг сменяется
каким-то «незапным мраком». Это прекрасное
произведение. Послушайте его — и вы не пожалеете о затраченном времени! Вам захочется
воскликнуть, как Сальери:
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог…
Почему Моцарт сыграл сонату с «незапным
мраком» и «виденьем гробовым»? Может быть,
у него было печально на душе, и он предчувствовал смерть. И в самом конце трагедии
Моцарт играет еще одно прекрасное
произведение… Но об этом — в следующий раз.
Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист,
Артём СЛАВУТСКИЙ,
11 лет