Так называется выставка замечательного петербургского художника, известного книжного графика Елены ЭРГАРДТ. Выставка представлена в Белом зале Детской библиотеки истории
и культуры Петербурга, на ул. Марата, 72 (филиал № 2 Центральной Городской Детской Библиотеки им. А. С. Пушкина).
Мы побывали на открытии и побеседовали с художником.
— Елена, скажите, пожалуйста, а почему Вы выбрали
для выставки такое название?
— В том, что у каждой книжки — свой характер, я убеждаюсь
всякий раз, когда начинаю работу над новой книгой. На этой
выставке представлены иллюстрации к книгам четырех петербургских авторов, произведения
которых по праву можно считать «золотым фондом» детской
литературы. У каждой книги
своя история рождения, свое
лицо, и мои встречи с ними тоже
не похожи. Иногда — это встреча-приключение, иногда — встреча-воспоминание, встреча-игра,
но всегда и непременно одно,
это — Радость.
— Давайте расскажем нашим читателям о представленных на выставке книгах.
удовольствием! Летом
2014 года наконец увидела свет
книга Святослава САХАРНОВА «Леопард и Черепаха». Моя
работа над сборником началась
с последней по написанию и самой неожиданной (даже для самого автора) повести «Странный
Гость Леопарда и Черепахи».
Книга о путешествии в иной мир,
которое происходит с неким Гостем. Для меня было загадкой,
как у Сахарнова — моряка и натуралиста, всегда и с удовольствием пишущего о природе,
могла возникнуть такая тема,
такой персонаж? Ответ нашелся
в процессе рисования: уже давно не путешествующий, Святослав Владимирович захотел
вновь испытать азарт первооткрывателя. Задача для художника была сложной: «Странный
Гость Леопарда и Черепахи» — это сказка в сказке, шкатулка
в шкатулке. Ключиком стали
великолепные картины Анри
Руссо. В узор пышной флоры
вплетаются фантастические существа — именно такими я и увидела иллюстрации к «Странному
Гостю». Работа над книгой стала
настоящим путешествием в неизведанное.
— А как Вы работали над книгой Генриха Тумаринсона «Пожалейте крокодила»?
— Книга Генриха Сауловича ТУМАРИНСОНА «Пожалейте крокодила» — одна из книг проекта
Петербургского благотворительного фонда AdVita и детских писателей Санкт-Петербурга. Она
адресована детям, которых автор называл не иначе как «эксперты». Шестнадцать ярких
иронических стихотворений,
и во всех представлены животные. Испытующе глядя на меня, Генрих Саулович спросил:
«А как Вы думаете, еж в одном
стихотворении и в другом — это
разные ежи или один и тот же?»
«Конечно, разные!» — выпалила я.
Так началась наша работа. Все
звериные образы сначала тщательно сверялись по энциклопедиям, и уж только потом
обогащались характером. Стихи
Тумаринсона обладают удивительным свойством: они могут
раскручиваться волшебным
клубком, катиться и петлять
среди самых неожиданных ассоциаций. Так, в стихотворении
«Питон» главный герой получает окраску в виде цифр, измеряющих его длину, сова кричит
ночью в мегафон, а петух считает
мух на счетах из гороха. Я старалась сделать рисунки краткими и емкими. Очень надеюсь,
что эта небольшая книжка поможет маленькому читателю
мыслить нестандартно, слушать
и слышать стихи.
— Есть ли особенности у работы художника над сказками?
— Сказки Николая БОРОВКОВА «Честное великанское»
точнее всего для меня определяет эпитет — «ладные». Все в них
по мерке, повествование неспешное, вдумчивое. Кажется,
сидит автор на берегу спокойной реки и ведет сказание — именно так хочется называть
эти сказки. Николай Юрьевич
уважительно относится к сказочному миру. Даже вымысел
иллюстратора для него — земля
неприкосновенная. Николай Боровков — драматург и режиссер
театра кукол. А кукольники-люди особенные. Они знают, где
остается детство, когда дети вырастают. За ширмой. И только
их волшебные руки могут достать старые игрушки, воспоминания, добрых друзей, только они способны вернуть вам детство. Так и появились руки
над ширмой на каждом шмуцтитуле и руки-буквицы, а на форзацах ствол дуба превращается
в опущенный занавес. Хотелось
поддержать тему театральности,
представления. Лоскутность
и гротеск показались мне теми
приемами, которые могли бы
представить эти сказки — фантазию, выросшую из привычного. Вот и портрет автора в конце
книги и увиделся мне таким:
на узорчато-синем сказочном
фоне летают белые вороны,
а на зеленом столе, как на траве,
среди цветных осенних листьев
лежит листок из письма друга.
— А какое настроение было
у Вас от книги Михаила Яснова?
— Книга Михаила ЯСНОВА
«Первый "А" от А до Я» — радостная и легкая. И рисовалась
она легко и радостно, потому
что стихи Михаила Яснова просты и понятны, какими могут
быть только очень хорошие стихи! Эта книга — мудрая шпаргалка
для первоклассника, вступающего в неизвестную школьную
жизнь. Потом, во втором классе,
все будет ему знакомо, и можно
будет посмеяться над своими
страхами, а пока очень важно
с добрым юмором рассказать
ему о первом школьном годе,
о будущих радостях и возможных огорчениях, о взрослении
и даже о первой любви! Когда
я стала делать рисунки к этой
книжке, я вдруг поняла, что мне
очень хочется передать ее современность и в то же время
какую-то ностальгическую нотку.
Так придумалась смешанная
техника: цветная аппликация
и черно-белая графика. Форзацы выполняют роль зеленой
классной доски — там нашлось
место для веселых скороговорок
и шаржей. Детские персонажи
намеренно сделаны без явных
признаков современности. Они
для меня просто дети на все времена. Думается, такими и хотел
их видеть замечательный поэт
Михаил Яснов!
— Какой совет Вы можете
дать начинающим художникам-иллюстраторам?
— У каждой книжки должно
быть свое лицо, свой характер.
Этому правилу я стараюсь следовать. Насколько удачно получается — судить зрителям!