Июль 2007 года
…
на лучшее исследование истории
государственных символов России
Российский флаг появился одновременно с морским флотом нашей страны. Это интересные и удивительные страницы истории. Давайте перенесемся в 1667 год. Русский царь Алексей Михайлович всерьез задумывается, как защитить отечественные торговые караваны, идущие по Волге и Каспийскому морю, от морских разбойников. И вот по его указу в дворцовом селе Дединове на реке Оке начинается строительство флотилии — первой в истории России.
Флотилия задумывалась по западному образцу и была сравнительно небольшой: барк (военный корабль), два легких посыльных корабля, яхта и ботик. Руководили строительством голландцы, тогдашние властители морей. Главный корабль флотилии, барк, получил гордое название «Орел». Через год после начала строительства ему предстояло сойти на воду. На мачте, по замыслу царя, должен был развеваться флаг. Но какой? Ведь по флагу на корабле определяли принадлежность судна государству.
На самом деле, флагов было три, как и полагалось по тому времени — один на носу корабля, один на корме, и еще один — «долгое узкое знамя», призванное взлететь под самое небо. К сожалению, ни сам «Орел», ни три его полотнища до нас не дошли. А ведь это были первые русские флаги! Известно только (по документам того времени), что на флаги были отпущены отрезы материи белого, синего и красного цветов. Цвета флага выбирал лично царь. Это сочетание можно увидеть и на современном российском флаге, а вот о том, как располагались цвета при царе Алексее Михайловиче, к сожалению, ничего не известно. Историки придерживаются версии, что это были полотнища с синим прямым крестом и углами белого и красного цветов. Кстати, само слово «флаг» вошло в русский язык уже при сыне Алексея Михайловича — царе Петре Первом. Петр бредил морем, в господстве на нем он видел силу и мощь нашей державы. В 1693 году он приезжает в единственный порт России — Архангельск. Здесь перед глазами царя возникает дивная картина — на холодных северных волнах качаются сильные и прекрасные парусники разных стран: голландские, английские, немецкие.
Петр, при поддержке архиепископа Афанасия, изучает иностранный флот, ходит по морю, размышляет о том, как построить сильную российскую флотилию и потеснить конкурентов на море. Своему помощнику, архиепископу Афанасию, Петр в знак благодарности дарит плоскодонное судно для плавания по рекам. На струге (так называется это судно) развевается «флаг царя Московского» — три сшитые между собой горизонтальные полосы белой, синей и красной ткани с желтым двуглавым орлом посередине. Сейчас этот исторический флаг хранится у нас, в Санкт-Петербурге, в Центральном военно-морском музее.
Интересно, что всего через два года после Архангельских путешествий Петр в рекордно короткий срок (всего-то несколько месяцев!) построил в Воронеже первую регулярную эскадру отечественного военно-морского флота — Азовский флот. Адмиралом Морского каравана плавного пути Петр назначил Петра Франца Яковлевича Лефорта, а сам стал капитаном третьей роты Морского Регимента. С этого момента начинается триумфальная морская история нашей Родины, путь «новой державы» к морской славе и прочному месту в мировой политике.
и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга
Ссылки по теме: Государственные символы России