Детский журнал Костер


Журнал "Костер" за июль 2007 года


ИЮЛЬ 2007








СВЕЖИЙ НОМЕР


Июль 2007 г.

«Вот уж учитель, так учитель!»

И.Е.Репин. Портрет П.П.Чистякова (1878)

Листаю перечень юбилейных дат 2007 года. Среди них — «175-летие со дня рождения выдающегося художественного педагога и живописца Павла Петровича Чистякова (1832–1919)». Так кратко сказано в календаре. Попробуй расспроси о нем даже довольно начитанного человека — мало что тот ответит. Искусствовед может бросить фразу о том, что, мол, был такой средний живописец и добрый и заботливый воспитатель художников. Вероятно, припомнит и то, что в городе Пушкине есть единственный в своем роде не только в нашей стране, но и в мире дом-музей, посвященный художественному педагогу. Адрес дома-музея — Московское шоссе, дом 23. Буквально рукой подать от железнодорожного вокзала!

Дом этот и имя Павла Петровича мне дороги. На стене нашей комнаты висела копия с картины Чистякова «Мальчик-итальянец», сделанная моей бабушкой Анной Ильиничной Григорьевой. Бабушка была ученицей Варвары Матвеевны Баруздиной, племянницы и ученицы самого Чистякова. Оригинал картины погиб, и сегодня только эта копия может дать представление о своеобразии художника Павла Петровича Чистякова. Его полотна по праву занимают достойные места в Русском музее, в Третьяковской галерее и в Государственном художественном музее Молдавии, где представлена самая большая коллекция работ мастера.

А.И.Григорьева. Мальчик-итальянец. Копия с картины П.П.Чистякова

Рожденный крепостным тверского помещика, Павел Чистяков испытал на себе все тяготы и унижения, которые сполна были отпущены человеку из народа. Строили ему всяческие козни и чиновники Академии художеств. Но главное, что было в его судьбе, что давало силы жить и работать, — это его ученики, которые устремлялись к нему на свет его педагогического дара.

Если бы он остался только учителем Репина и Сурикова (их имена носят теперь художественные вузы Академии художеств, их скульптурные бюсты украшают Соловьевский сад неподалеку от Института имени И. Е. Репина), то и в этом случае педагогический талант Чистякова был бы бесспорным. Но к этим именам по праву добавляются имена Поленова, Васнецова, Врубеля, Серова и многих других классиков русской живописи.

Любой педагог мечтал бы о таких словах признательности от своих учеников: «Желал бы называться Вашим сыном по духу» (Васнецов), «После Вас глаза открываются, и начинаешь опять строго относиться к себе, а рядом с этим и смелости больше является» (Поленов), «Вы — наш общий и единственный учитель» (Репин). Стасов называл Чистякова «всеобщим педагогом русских художников».

П.П.Чистяков. Старик за чтением. (1880)

Чистяков умел и показать, и рассказать. Он блестяще владел искусством слова, что огромная редкость в мире изобразительных искусств, причем, — слова живого, образного, памятного, порою — просторечного, по-крестьянски меткого. Вот как поругивал он своих подопечных: «И верно, да скверно!», «Рисуя глаз, смотри на ухо!», «Будет просто, когда попишешь раз со ста!». Вот этот последний афоризм племянница Чистякова Варвара Баруздина часто повторяла моей бабушке, которая в довоенные годы бывала у нее в комнатке-светелке на втором этаже дома, еще не ставшего музеем. Наработавшись всласть, они пили чай с разными вареньями, Варвара Матвеевна, к тому времени уже сгорбленная старушка, вспоминала далекие прошедшие годы своего ученичества у Павла Чистякова.

Варвара Матвеевна Баруздина погибла во время Великой Отечественной войны. До последнего она оставалась верна памяти своего учителя. Когда в город ворвались фашистские войска, Баруздина НЕ ПУСТИЛА на порог дома Павла Чистякова здоровенного вражеского солдата с автоматом, преградив ему путь. И тут же пала, сраженная автоматной очередью. Почтите ее память, придя в музей.

…А слова, выбранные для заголовка статьи, тоже из числа сердечных знаков благодарности и признательности учителю всех русских художников. Те слова из заголовка — репинские. Первым заметил и порадовался Чистяков за Сурикова, но больше всего любил он Репина. Бывало, как рассказывала Баруздина, чуть стукнет калитка, Павел Петрович, к тому времени уже старый и больной, встрепенется: «Пойди, Варварушка! Чует мое сердце — это Ильюшка Репин к нам путь держит!..»


Марианна Сотникова


Страничка автора






© 2001 - 2020