Архив журнала для детей Костер

Март 2003 года

Журнал Костер. Март 2003 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


История вещей

"Гул затих. Я вышел на подмостки..."

Есть ли что-нибудь более волшебное, удивительное и волнующее, чем театр? Кто и когда придумал это чудо? Много веков назад в Древней Греции театром назывались зрительские места. А само слово "театр" возникло от греческого "театрон" — "зрелище". И только в пятом веке то место, где происходило театральное действо, стало называться привычным для нас словом "театр". Первое специальное здание для актеров, где они могли бы играть спектакли, построил великий актер елизаветинской эпохи англичанин Джеймс БЕРБЁДЖ (1530 — 1597) — не путайте его с сыном Ричардом Бербёджем, тоже актером, другом и соратником Шекспира по театру "Глобус", для которого драматург написал роли Гамлета, Отелло, Макбета, Короля Лира и другие. Так вот, театр Бербёджа-отца впервые за всю историю человечества не был ни амфитеатром, ни помостом, ни городской площадью, ни ярмарочным балаганом, ни чьим-то дворцом. Это был — ДОМ. Дом искусства, каким мы теперь и знаем театр.

Кукольники

Без чего театр не был бы театром? Что является его святилищем, его сердцем? Ну, конечно, — сцена! Первый в мире театр (греческий) состоял из трех частей: орхестры (круглой площадки, где выступал хор), театра (зрительских мест) и скены. Но это была еще не настоящая сцена! Скеной называлась палатка, в которой хранился театральный реквизит (от лат. "необходимое" — предметы, нужные для спектакля). Из этой палатки, как из гримуборной, появлялись на орхестре перед зрителями первые актеры (они же авторы пьес). Долгое время специальной сцены, или подмостков — площадки-возвышения для представления — у артистов не было. Средневековые скоморохи и жонглеры выступали под открытым небом, а сценой им служили городские площади. Именно так давала представления со своей ученой козочкой красавица Эсмеральда. Но как же декорации? Чем сложнее становились спектакли, тем более интересного оформления требовали они. Одновременно и сценой, и декорациями на какое-то время стали передвижные повозки. Обычно у них было два этажа — два яруса действия; Назывались такие повозки "педжентами". Позднее на площадях для спектаклей стали возводить специальные помосты. На них устанавливались беседки — каждая беседка была частью места, где развивалось действие. Эти нехитрые сооружения изображали дом, рай, ад, дворец, тюрьму, храм, два дерева обозначали лес, бассейн с водой — море. Актеры во время игры переходили из беседки в беседку, а зрители увлеченно следили за сменой места действия и его развитием. Такие декорации назывались "симультанными" (то есть "одновременными", позволяющими на одной площадке увидеть все уголки, где в ходе пьесы должен побывать герой). Сигналом к началу спектакля служили не три звонка, как теперь, а три удара по помосту специальной палкой, носящей имя "бригадье".

В Англии в XVI веке спектакли игрались во дворах гостиниц, и галереи здания собирали массу людей — в те времена пьесы было принято не столько смотреть, сколько слушать. В 1599 году Шекспир создал свой знаменитый театр "Глобус". Сценой в "Глобусе" был особый помост без занавеса, вот почему всех "убитых" в ходе действия нужно было в конце пьесы уносить со сцены. В XVII веке появился так называемый "шекспировский сценический помост — возвышение для игры, поднятое на уровень человеческого роста. Зрителям партера было очень неудобно — артистов можно было увидеть только стоя, задрав голову. Кстати, в те времена богатые зрители (как иногда и сейчас) занимали места прямо на сцене и громко обсуждали игру актеров.

В эпоху Возрождения сцена почти приблизилась к современной. Итальянец Себастьяне Серлио придумал поделить сцену на переднюю и заднюю и создал удивительную по тем временам декорацию — улицу, уходящую вдаль.

С возникновением оперных постановок на сцене появились кулисы, а позднее — кулисные машины, позволяющие быстро менять декорации. В середине XVIII века в Японии возникли вращающиеся сцены, а в 1896 году немец К. Лаутеншлегер изобрел накладной круг сцены — поворотный механизм, при помощи которого происходит перемена места действия.

Постепенно сцена стала такой, как сейчас. Это сложное техническое устройство со множеством электрических, механических приспособлений, с подъемниками, с планшетом (так называется прочный пол сцены, способный выдержать тяжелые декорации и людей), световой аппаратурой, радиосистемой, с трюмом (расположенным под сценой помещением, куда артисты "проваливаются сквозь землю"), с колосниками — решетчатым настилом в верхней части сцены для установки механизмов и подвески декораций. Но сцена — это не только хитрый механизм. Это, в первую очередь, предмет дум и волнений артистов и зрителей, место, где творится священное действо искусства, где останавливается вечность, оживает прошлое, где люди учатся думать, чувствовать, плакать и смеяться, проживать, сочувствуя, чужую жизнь с тем, чтобы своя стала ярче, понятнее, глубже. Ведь, как говорил Шекспир, "весь мир — театр, а люди в нем — актеры".

Н. Жуланова

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»