Архив журнала для детей Костер

Март 2011 года

Журнал Костер. Март 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Зеленые страницы

Скажи миру свое слово

Это замечательное искусство плаката

Искусство яркого и лаконичного изображения, точного по мысли, с кратким дополняющим смысл текстом — это и есть искусство плаката. Слово «плакат» — французского происхождения, от слов «placard» — объявление, афиша, и «plaque» — налепить, приклеивать. Сейчас в обиходе принято и английское слово «poster» — постер (афиша).

Плакат дает самое наглядное и краткое представление о событии, времени, проблеме. И одновременно является документом эпохи, рассказывающим, как и чем жили люди. Звучит скучновато, но на самом деле — это очень увлекательный вид искусства. Остроумный — в прямом и переносном смысле. Это острая мысль, художественными средствами перенесенная на лист бумаги, часто смягченная юмором.

Известный наш плакатист Юрий Клыков говорил своим ученикам: «Если вы сможете придумать анекдот — то сможете стать и плакатистами!». Создаваемый образ, конечно, не всегда смешной, но, как правило, заключает в себе некий парадокс — взгляд на тему, расходящийся с традиционным представлением о ней, некое противоречие. Можно сказать, что этот взгляд с неожиданной стороны и заставляет человека ДУМАТЬ! Например, простой шуруп можно изобразить в виде виртуозной фигуристки, крутящейся на льду, и наоборот — плохую фигуристку нарисовать скучной, как шуруп! При этом созданное изображение должно быть понятно всем (часто — всем людям на планете!), потому что плакат — это искусство, обращенное к каждому.

Алла Машезерская. «Победе под стать»
Алла Машезерская.
«Победе под стать»

А как создается образ? Когда я училась в художественном училище, наш педагог, художница Е. Мартилла рассказала такую историю. Одна ее ученица никак не могла понять, что такое образ и как человека, животное или даже предмет можно нарисовать и представить в «образе». Тогда педагог принесла на занятие рулон обоев и попросила ученицу нарисовать на нем последовательно 100 крокодилов.

Ученица честно стала трудиться: сначала она рисовала реалистичных крокодилов, нудно бредущих один за другим, потом ей это дело немного наскучило, и юная художница стала рисовать крокодилов с разными характерами: веселый, грустный, влюбленный с цветочком в зубах, очень сердитый, заснувший в пути… Потом появились крокодил сидящий, танцующий, летающий, юный шалопай и крокодил-старикашка.

Алла Машезерская. «Фрески Пенджикента»
Алла Машезерская.
«Фрески Пенджикента»

А под конец (не уверена, что ученица осилила все сто крокодилов) девочка стала рисовать «свое представление» о крокодиле: вот большой хитрый глаз, выглядывающий из тины, море крокодиловых слез и страшные зубы, а вот крокодил в виде живой сумочки (закусивший зубами хвост), висящей на дамской руке. И это тоже было все «о нем», и окружающие понимали, что нарисован именно крокодил. Но теперь на первый план вышли его характеристики и образ — добрый он или злой, голодный или плотно пообедавший, или — бедная жертва моды. Так ученица постигла азы образного мышления. Образ — это совокупность характерных черт персонажа или предмета. А искусство плаката — это создание образа, характеризующего предмет, проблему или событие. И здесь важно все — и цвет, и форма изображения, и четкая мысль.

Орнамент с крокодилами
Ольга Зайцева. «К 300-летию Санкт-Петербурга»

Как пример приведу несколько работ художников-плакатистов Санкт-Петербурга. Вот плакат А. Машезерской «Победе под стать!». Скоро 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о великой Победе нашего народа свежа, ведь ее совершили наши прабабушки и прадедушки. Образ победы можно представить по-разному: как солдатскую каску с цветами внутри, поверженные вражеские знамена, обнимающихся солдат или танк на постаменте — и все это тоже будет о великой Победе! Но на плакате художницы — только радуга и красота земли, чистый тихий простор. Передано то состояние ясности и покоя, что возникает после грозы. Этот плакат немногословен и скуп в изобразительных средствах, но как много он говорит зрителю!

Владислав Жуков. «Природа —  не тир!»
Владислав Жуков.
«Природа — не тир!»

Или плакат того же автора «Фрески Пенджикента». Снимающийся тонкий лист кальки с чертежами открывает прекрасную живопись древних веков. Так образно показан труд археологов и художников, занимающихся восстановлением живописных фресок, когда после долгого и кропотливого труда является миру удивительное наследие прошлого.

На моем плакате, посвященном 300-летию Санкт-Петербурга, — метафоричное рождение города на пустынных финских берегах. Плакат приглашает зрителя к сотворчеству, дает возможность «домыслить» дальнейшее развитие города.

Зимние зубы города
Зимние зубы города

А вот очень актуальный плакат В. Жукова «Природа — не тир!». Сейчас, когда многие стали бездумно развлекаться пальбой из пневматического оружия, нужно постоянно разъяснять, что стрельба по живым целям недопустима, аморальна и ведет к сокращению зверья на планете и озверению людей! НИКОГДА НЕЛЬЗЯ СТРЕЛЯТЬ В ЖИВОЕ!

Мне кажется, что для плаката самое важное — это мысль, метафора. Бежала я на днях на выставку ткачества и сфотографировала на Суворовском проспекте сосульки. А дома, разглядывая фотографии, обрадовалась — вот готовый плакат на тему городских зимних проблем, осталось только распечатать, увеличив размер, и придумать текст! Сосульки натворили много бед в городе, так, может быть, назвать «Зимние зубы города» (сосульки здесь как крокодиловы зубы)? Или «Бегущий от зимы» (пешеход на знаке)? Может, на основе этого предложить новый знак — «Посмотри наверх!»?

Плакаты О. Зайцевой
Автор фото и крокодилов — О. Зайцева. А текст для этих плакатов художника Ольги Зайцевой попробуйте придумать сами! (Автор лучших строк получит приз)

Желая рассказать вам, ребята, о плакате и просматривая материалы об истории его возникновения, я неожиданно сделала для себя открытие: плакат (афиша, реклама) рождается как бесконечный призыв через века: «Купи-и-и!» — купи то, купи это… Но в годы «беды» простой лист бумаги превращался в настоящее оружие. Так было в трудные времена революции, годы страшного голода, в период Великой Отечественной войны, потом в противоречивые годы возникновения на карте новой страны — России.

А сейчас опять настало время глупой рекламы, со всех сторон призывающей приобретать как можно больше ненужных предметов… Последующие поколения будут над нами смеяться, потому что все эти телефоны, компьютеры, телевизоры, машины и многое другое превращаются в обычный хлам, если нет электричества, нет пропитания, кончился воздух, а вода — отравлена… А ведь за нынешним бездумным потреблением земных ресурсов уже слышны грозные ноты приближающейся катастрофы. И ее нужно предотвратить!.. Наступает такое время, когда именно плакат со своими призывами «Спаси планету Земля!» станет востребован, донесет до миллионов людей важные идеи спасения человечества (а точнее, каждого из нас!). Сегодня очень нужны новые идеи по спасению экологии Земли — и вся надежда на вас, дорогие ребята!


Художник Ольга Зайцева   

Страничка художника

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»