На главную Rambler's Top100
МАРТ 2011 г.
МАРТ 2011 года



Ай да старушка!

Знаете, откуда появилась на Руси Баба-Яга? А почему у ее избушки — курьи ножки? И зачем ей помело? Сейчас я, Кот-Грамотей, все это объясню! А знаете ли вы, что Бабой-Ягой пугали не только русских детей? Яга — популярный сказочный персонаж всех восточных и западных славян. Эта крепкая старуха, наделенная магической силой, живет в лесу, в избушке на курьих ножках. Имеет собственное транспортное средство — ступу, которой управляет с помощью помела. Это же помело при необходимости помогает навредившей кому-нибудь Бабке-Ёжке замести следы. По мнению исследователей фольклора, и в том числе известного петербургского фольклориста Владимира Проппа, образ Бабы-Яги восходит к представлениям древних о священном животном, хозяине леса, который обеспечивал удачную охоту, если его как следует задобрить. Женский образ такой лесной хозяйки связан с древними матриархальными представлениями об устройстве мира. Намеком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению Проппа, как раз и являются куриные ножки ее избушки.

Согласно одной из версий, Баба-Яга пришла к нам из Сибири. По-сибирски «яга» — это вид одежды, наподобие халата, который шился из жеребячьих шкур или гагарьих шеек шерстью или перьями наружу. Такие теплые, но легкие «яги» (или «ягушки») надевали на охоту, в дорогу.

Кроме того, в древнейшем дошедшем до нас летописном памятнике, «Повести временных лет», есть указание на племя ягов. Это племя обитало в районе нынешнего Туапсе и состояло из кровожадных и свирепых воинов, возможно даже — каннибалов. Свои жилища яги строили в воде на сваях, отсюда и мог появиться образ куриных ног у избушки Бабы-Яги.

Беседка

Но все-таки, по классической точке зрения, у Бабы-Яги — славянские корни. Баба-Яга принадлежала сразу двум мирам — миру мертвых и миру живых. Сказочный герой, который хочет освободить пленную невесту из потустороннего тридесятого царства, направляется в чащу леса — центр иного мира. Если избушка стоит на опушке к лесу задом, то вход в нее обязательно находится со стороны леса, то есть из мира мертвых, и она должна повернуться к герою передом. Для того чтобы попасть в другой мир, герой просит Ягу попарить его в баньке, накормить, напоить и спать уложить. Всё это — исконные славянские похоронные ритуалы: омовение в бане и обрядовое угощение, непозволительное живым. Пройдя эти испытания, герой становится частью обоих миров, наделяется волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает всех чудовищ, отвоевывает волшебную красавицу и становится царем.


Художник Елена Болгова   

Страничка художника







© 2001 - 2018