Судя по всему, ледниковым
художникам нужна была немалая гибкость для прохождения
тех трасс, которыми они двигались к месту своей работы. Не
случайно многие открытия знаменитых расписных пещер совершали дети или подростки.
Нельзя исключить, что часто
они шли по следам своих сверстников, рисовавших в пещерах
десятки тысяч лет назад.
Постепенно неприступность
пещер стала указывать исследователям: здесь может скрываться искусство каменного
века. Одна из самых удивительных пещер с росписями и
скульптурами была обнаружена в 1922 году во французской
деревушке Монтеспан.
Будущий знаменитый спелеолог (специалист по пещерам)
Норбер Кастере слышал от
местных жителей о подземелье,
куда ведет ручей. Чтобы проникнуть под землю, Кастере
пошел по его руслу и достиг
места, где вода смыкалась со
сводом. Такие участки в пещерах называются сифонами. Нырять в них не рекомендуется,
потому что не известно, что
кончится раньше: сифон или
воздух в легких спелеолога.
Из опыта предшественников
Кастере уже знал: чем недоступней пещера, тем больше
шансов обнаружить в ней произведения искусства послеледниковой эпохи. Именно поэтому
Кастере решил не останавливаться. Он набрал воздух, задержал дыхание и нырнул в
туннель.
Кастере двигался, вытянув
одну руку вперед, а другой ощупывая свод над головой. Сифон,
по счастью, оказался коротким – всего несколько метров,
и вскоре исследователь почувствовал, что рука, касавшаяся
свода, высвободилась из воды.
На другой день он вернулся в
пещеру и обнаружил, что пещеру перекрывают два сифона.
Преодолев оба, Кастере оказался в лабиринте узких ходов.
Признаков людей каменного
века по-прежнему не было.
Кроме одного – неприступности
каменного лабиринта. Именно
он заставил Кастере пройти и
проползти три километра под
землей, чтобы обнаружить по
дороге зуб бизона.
Зуб мог быть принесен в пещеру только человеком.
Следующим летом Кастере
возвратился и нашел то, что искал, и даже больше.
Кроме рисунков, пещера хранила самые
древние статуи в мире – глиняного медведя с черепом вместо головы и
двух львов в натуральную
величину. На глиняных фигурах остались следы копий,
стрел и человеческих ладоней.
А на глиняном полу вокруг – следы босых ног, преимущественно детских.
Самому маленькому было лет
шесть, остальным – 12–15. Все
здесь говорило о пребывании не
только древнего художника, но
и о магической охоте, в которой
участвовали подростки. Сюда
приходил целый первобытный
коллектив. Но как же они попадали в пещеру? Неужели тем
же путем, что и спелеолог? По
всей вероятности, в каменном
веке ручей был значительно
мельче, нырять в сифоны художникам и детям не приходилось.
Довольствовались ползаньем
по извилистым коридорам. Но
зачем? А вот об этом – в следующий раз.