Архив журнала для детей Костер

Сентябрь 2013 года

Журнал Костер. Сентябрь 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика Вот в чем вопрос

Первобытный творческий коллектив

Судя по всему, ледниковым художникам нужна была немалая гибкость для прохождения тех трасс, которыми они двигались к месту своей работы. Не случайно многие открытия знаменитых расписных пещер совершали дети или подростки. Нельзя исключить, что часто они шли по следам своих сверстников, рисовавших в пещерах десятки тысяч лет назад.

Постепенно неприступность пещер стала указывать исследователям: здесь может скрываться искусство каменного века. Одна из самых удивительных пещер с росписями и скульптурами была обнаружена в 1922 году во французской деревушке Монтеспан.

Будущий знаменитый спелеолог (специалист по пещерам) Норбер Кастере слышал от местных жителей о подземелье, куда ведет ручей. Чтобы проникнуть под землю, Кастере пошел по его руслу и достиг места, где вода смыкалась со сводом. Такие участки в пещерах называются сифонами. Нырять в них не рекомендуется, потому что не известно, что кончится раньше: сифон или воздух в легких спелеолога.

Из опыта предшественников Кастере уже знал: чем недоступней пещера, тем больше шансов обнаружить в ней произведения искусства послеледниковой эпохи. Именно поэтому Кастере решил не останавливаться. Он набрал воздух, задержал дыхание и нырнул в туннель.

Кастере двигался, вытянув одну руку вперед, а другой ощупывая свод над головой. Сифон, по счастью, оказался коротким – всего несколько метров, и вскоре исследователь почувствовал, что рука, касавшаяся свода, высвободилась из воды.

На другой день он вернулся в пещеру и обнаружил, что пещеру перекрывают два сифона. Преодолев оба, Кастере оказался в лабиринте узких ходов. Признаков людей каменного века по-прежнему не было. Кроме одного – неприступности каменного лабиринта. Именно он заставил Кастере пройти и проползти три километра под землей, чтобы обнаружить по дороге зуб бизона.

Зуб мог быть принесен в пещеру только человеком.

Следующим летом Кастере возвратился и нашел то, что искал, и даже больше. Кроме рисунков, пещера хранила самые древние статуи в мире – глиняного медведя с черепом вместо головы и двух львов в натуральную величину. На глиняных фигурах остались следы копий, стрел и человеческих ладоней.

А на глиняном полу вокруг – следы босых ног, преимущественно детских.

Самому маленькому было лет шесть, остальным – 12–15. Все здесь говорило о пребывании не только древнего художника, но и о магической охоте, в которой участвовали подростки. Сюда приходил целый первобытный коллектив. Но как же они попадали в пещеру? Неужели тем же путем, что и спелеолог? По всей вероятности, в каменном веке ручей был значительно мельче, нырять в сифоны художникам и детям не приходилось.

Довольствовались ползаньем по извилистым коридорам. Но зачем? А вот об этом – в следующий раз.

Норбер Кастере. Зачем прятали мамонта?



Рената Либина
Художник Евгений Морозов
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»