Шхуна — это парусное судно, у которого не меньше двух
мачт, оснащенных косыми
парусами. Некоторые шхуны, например, марсельные,
могут нести и прямые паруса,
но чаще встречаются шхуны
с гафельным или бермудским
парусным вооружением. У гафельной шхуны верхний край
(или, как говорят моряки, шкаторина) паруса растягивается
наклонным бревном — гафелем,
а бермудские шхуны несут треугольные паруса — такие же, как
на спортивных яхтах.
Появились шхуны в европейских водах в XVII столетии.
Управлять ими было проще,
чем парусниками с прямым вооружением, они могли ходить
под острым углом к встречному ветру («круто к ветру», как
говорят моряки). Легкие поворотливые суда быстро снискали любовь мореходов, прочно
обосновались на страницах романов писателей-маринистов и
благополучно дожили до наших
дней (сейчас их чаще всего используют как учебные суда для
подготовки будущих моряков).
Назначение у шхун самое разное. Эти суда часто применяли
для рыбной ловли и промысла морского зверя (вспомним
«Пилигрим» пятнадцатилетнего капитана Дика Сэнда в
романе Жюля Верна или шхуну
«Призрак» из романа Джека
Лондона «Морской Волк»).
Пользовались шхунами и пираты для своих темных дел.
Существовали грузовые шхуны — например, огромная американская семимачтовая шхуна
«Томас У. Лоусон», погибшая в
Атлантике в 1907 г. Но особенно
прославились шхуны в качестве
кораблей науки.
Знаменитый «Фрам» норвежского исследователя Фритьофа
Нансена, «Йоа» и «Мод» Руала
Амундсена, «Святой Фока»
Георгия Седова, «Заря» Эдуарда
Толля, «Святая Анна» Георгия
Брусилова — все эти корабли-герои Арктики были именно
шхунами. За исключением
«Фрама» и «Мод», специально
построенных для плаваний
в Ледовитом океане, шхуны
полярных путешественников
были переоборудованы из зверобойных судов. Большинство
экспедиций устраивались на
добровольные пожертвования,
а шхуны не требовали большого экипажа.
Имя «Заря» впоследствии
получил другой известный
корабль науки — немагнитная
шхуна, построенная для исследований магнитного поля
Земли.