Как всегда, в майском выпуске «Морской газеты» мы говорим о Великой Отечественной
войне.
Одной из главных задач нашего Северного флота в грозные годы войны стала защита
конвоев — отрядов транспортных судов, которые везли в Советский Союз продовольствие
и технику — танки, автомобили,
самолеты. Конвои транспортных судов шли от наших партнеров по антигитлеровской
коалиции — Великобритании и
США. Ветеранская организация
«Полярный конвой», работающая уже много лет в Санкт-Петербурге, бережет память о
подвигах североморцев, поддерживает контакты с ветеранами из США и Великобритании,
а иногда даже устраивает подводные экспедиции к погибшим во время войны судам из
состава конвоев.
Руководитель организации
«Полярный конвой» Ю. Е. Александров
В 2010 году, в год 65-летия Победы, руководитель организации «Полярный конвой» капитан
1 ранга в отставке Ю. Е. Александров принял участие в поисковой экспедиции на судах
Управления подводных и аварийно-спасательных работ
Северного флота. Моряки-североморцы обнаружили затонувший транспорт на дне моря
недалеко от берега острова
Кильдин. Этим транспортом
оказался американский сухогруз «Томас Дональдсон», погибший весной 1945 года, в
самом конце войны. Когда конвой, в состав которого входил
этот корабль, был уже на подступах к Кольскому заливу, на
транспорты напали немецкие
подводные лодки. Одной из
них удалось потопить «Томас
Дональдсон».
Спасатели Северного флота
тщательно осмотрели обнаруженное на дне судно с помощью подводных аппаратов.
Разломившийся на три части
«Томас Дональдсон» лежал на
небольшой глубине, и моряки
решили попытаться поднять
что-нибудь с борта американского корабля на поверхность
моря.
С помощью крана удалось извлечь большую машину, напоминавшую колесный трактор.
Сначала спасатели решили, что
это траншеекопатель, однако
после реставрации стало понятно, что поднятый со дна
Баренцева моря предмет — дорожный каток, или, как называли
такие лер».
Роллер, который когда-то ехал
в нашу страну в трюме «Томаса
Дональдсона», был сработан из
очень прочного металла, который не разрушился даже после
нескольких десятков лет пребывания в морской воде. Но
особенно удивились и обрадовались реставраторы, когда в
запаянном ящике на водительском месте обнаружились
бумажные документы, в том
числе — технический паспорт
роллера! Теперь восстановленный каток можно увидеть в
Петербурге в павильоне у трапа
ледокола «Красин» на набережной Лейтенанта Шмидта.