Современникам первых автомобилей и телефонов человек
каменного века казался дикарем. Как и положено дикарю, он
проводил время в поисках пищи, даже на выходные не расставаясь с дубинкой. Конечно,
иногда он предавался пляскам
или присаживался у костра, чтобы оточить наконечник стрелы,
но потом снова возвращался к
собирательству и охоте. Примерно так думали в XIX столетии. Поэтому, когда в 1880 году
испанский археолог Марселино
Саутуола объявил, что обнаружил живопись пещерного человека, ему попросту никто не
поверил. Какая живопись может быть в каменном веке? Вот
Рафаэль и Леонардо — те да, живописцы. Художник каменного
века представлялся тогдашним
ученым таким же маловероятным созданием, как нам древний египтянин, играющий в
«квест» на компьютере.
Между тем, Саутуола говорил
о своем открытии чистую правду. Точнее, не только о своем.
Все началось в 1868 году в испанской области Калабрия, в
предгорьях Пиренеев. Деревенский ткач Модесто Кубиллас
отправился как-то на охоту со
своей собакой. Кубиллас уже
возвращался домой, когда впереди мелькнул и юркнул в расщелину заяц. Собака рванулась
за ним и застряла меж валунов.
Освобождая свою помощницу
из плена, Кубиллас почувствовал запах сырости и обнаружил
вход в пещеру.
Хозяином здешних земель
был дворянин Марселино Сантьяго Томас Санз де Саутуола.
Бравшийся за любую работу,
Кубиллас не раз корчевал пни
на его земле и хорошо знал об
увлечениях дона Марселино.
Тот слыл любителем природы и
древностей. Поэтому Кубиллас
не преминул сообщить Саутуоле о находке. Пещеру назвали
Альтамира, «высокий небосвод».
Прошло семь лет, прежде чем
Саутуола в нее спустился. Он
обнаружил в пещере кости зверей и каменные орудия — следы
пребывания древнего человека.
Что ж, и у Калабрии была своя
древность. Прошло еще четыре
года, прежде чем Саутуола решил начать систематические
раскопки Альтамиры. Его дочери, Марии, было уже восемь
лет. Она уговорила отца взять
ее с собой в пещеру. «Будет
скучно», — предупредил Саутуола. Но какой же человек восьми лет поверит, что в пещере
бывает скучно? И, конечно же,
Мария заскучала. Пока Саутуола ползал на коленях в поисках
костей и камней, девочка взяла
фонарь и пошла бродить вдоль
стен. Вскоре Саутуола услышал
крик дочери:
— Папа, папа! Смотри, нарисованные быки!
Дон Марселино перевел взгляд
с пола на потолок.
Вначале он разглядел рыжие
пятна, потом из темноты выступили контуры зверей. Свод
пещеры заполняло целое стадо.
— Это не быки, это бизоны, — поправил он дочь, которая
только что открыла искусство
каменного века.