Май-июнь 2013 года
…
«Сфинкс Делфтский» — такое прозвище закрепилось за великим голландским художником, крупнейшим мастером нидерландской жанровой и пейзажной живописи Яном Вермеером (1632–1675) из Делфта. Он оставил после себя около 40 картин — не так уж много, его личная жизнь также скудна фактами. В чем же тогда «загадка Сфинкса»?
Вермеер часто включал в интерьер картин натюрморты. Эти натюрморты художник писал так, как никто в его время не умел — мелкими точками, едва заметными глазу, точными ударами кисти. Это уже потом, в XIX веке, появятся художники-пуантилисты, они будут смело использовать точки разных цветов, чтобы добиться необычного оптического эффекта — на расстоянии точки будут смешиваться и создавать оттенки. Но точки на картинах Вермеера слишком маленькие, они почти не различимы для зрителя. Зачем же художнику понадобилась столь необычная манера письма? Исследователи полагают, что такой стиль был своеобразной подписью мастера, защищавшей его произведения от подделок. Есть и другая гипотеза. Другом Вермеера был ученый Антони ванн Левенгук — тот самый, который изобрел микроскоп. Левенгук считал, что вся материя состоит из точек-молекул — ученый называл их «глобулы». Голландские живописцы XVII века в своих полотнах настойчиво пытались изобразить реальный мир. И если мир состоит из точек, почему бы не попробовать воссоздать его из них на полотне? Вермеер переносил «молекулы реального мира» на холст, чтобы из хаоса создать вечную гармонию.
от рассуждений «следует воздержаться, когда говорит опыт» |
Год культуры России в Нидерландах и Год голландской культуры в России |