Архив журнала для детей Костер

Май-июнь 2013 года

Журнал Костер. Май-июнь 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис…

Первые артисты русского театра

Так получилось, что в создании русского театра немалую роль сыграли купцы. Как мы знаем, один из основателей первого русского театра Федор Волков был из ярославских купцов. А еще одна яркая страница в истории нашего театра оказалась связана с приехавшим торговать в Петербург купцом из Костромы.

Однажды некий чиновник, гуляя по Гостиному двору, увидел за прилавком молодого приказчика, который был погружен в чтение и при этом что-то бормотал под нос. Чиновник прислушался — юноша читал вслух какую-то пьесу, да так читал, что заслушаешься. Чиновник пригласил купца в гости к своему другу — актеру и режиссеру Дмитревскому, и тот, послушав молодого человека, пришел в восторг и предложил идти к нему в ученики. Так началась карьера великого русского актера Алексея Семеновича Яковлева.

Дмитревский подготовил Яковлева к поступлению в императорскую труппу, и в 1794 году молодой актер дебютировал на сцене Большого театра. Вскоре он занял место первого артиста столицы. Яковлев играл героические роли, но, соблюдая традиции холодного классицизма, умел вдохнуть душу в своих героев. У Яковлева это были живые люди, с их сложным душевным миром, противоречиями характера, исполненные любви и страсти. Кстати, Яковлев первым на русской сцене выступил в шекспировских ролях.

Так началась карьера великого русского актера Алексея Семеновича Яковлева

Очень скоро в русском театре появилась новая звезда, по таланту равная Яковлеву — Екатерина Семеновна Семенова, тоже ученица Дмитревского. Она также выступала в героических ролях в классицистских пьесах, но так же, как Яковлев, была актрисой новой эпохи. И ее героини были исполнены глубоких чувств, это были сложные, живые характеры. Семенова с Яковлевым выступали в пьесах Озерова, Княжнина, Коцебу — пьесах вроде классицистских, но уже мало имевших общего с подобными пафосными, казавшимися неестественными пьесами времен Сумарокова и Ломоносова.

Пришла тогда на русскую сцену и бытовая комедия. Эти смешные пьесы, однако, были пронизаны нравоучительством и почти всегда заканчивались назиданием. Но публика очень их любила. «Недоросль», «Бригадир» Фонвизина, «Ябеда» Капниста, пьесы Шаховского, Крылова, будущего баснописца, были невероятно популярны. Конец XVIII — начало XIX века — это время расцвета русского театра. Уже проходило время классицистского театра. Проходило и время «слезных» и «мещанских» пьес. Зритель требовал чувств живых и в то же время возвышенных. Наступало время романтизма. Сильнее всего романтизм проявил себя в балете. Но об этом — в следующем выпуске рубрики.

Театральные кресла



Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»