Май-июнь 2013 года
…
Рубрика И эхо таинства за шелестом кулис…
Так получилось, что в создании русского театра немалую роль сыграли купцы. Как мы знаем, один из основателей первого русского театра Федор Волков был из ярославских купцов. А еще одна яркая страница в истории нашего театра оказалась связана с приехавшим торговать в Петербург купцом из Костромы.
Однажды некий чиновник, гуляя по Гостиному двору, увидел за прилавком молодого приказчика, который был погружен в чтение и при этом что-то бормотал под нос. Чиновник прислушался — юноша читал вслух какую-то пьесу, да так читал, что заслушаешься. Чиновник пригласил купца в гости к своему другу — актеру и режиссеру Дмитревскому, и тот, послушав молодого человека, пришел в восторг и предложил идти к нему в ученики. Так началась карьера великого русского актера Алексея Семеновича Яковлева.
Дмитревский подготовил Яковлева к поступлению в императорскую труппу, и в 1794 году молодой актер дебютировал на сцене Большого театра. Вскоре он занял место первого артиста столицы. Яковлев играл героические роли, но, соблюдая традиции холодного классицизма, умел вдохнуть душу в своих героев. У Яковлева это были живые люди, с их сложным душевным миром, противоречиями характера, исполненные любви и страсти. Кстати, Яковлев первым на русской сцене выступил в шекспировских ролях.
Очень скоро в русском театре появилась новая звезда, по таланту равная Яковлеву — Екатерина Семеновна Семенова, тоже ученица Дмитревского. Она также выступала в героических ролях в классицистских пьесах, но так же, как Яковлев, была актрисой новой эпохи. И ее героини были исполнены глубоких чувств, это были сложные, живые характеры. Семенова с Яковлевым выступали в пьесах Озерова, Княжнина, Коцебу — пьесах вроде классицистских, но уже мало имевших общего с подобными пафосными, казавшимися неестественными пьесами времен Сумарокова и Ломоносова.
Пришла тогда на русскую сцену и бытовая комедия. Эти смешные пьесы, однако, были пронизаны нравоучительством и почти всегда заканчивались назиданием. Но публика очень их любила. «Недоросль», «Бригадир» Фонвизина, «Ябеда» Капниста, пьесы Шаховского, Крылова, будущего баснописца, были невероятно популярны. Конец XVIII — начало XIX века — это время расцвета русского театра. Уже проходило время классицистского театра. Проходило и время «слезных» и «мещанских» пьес. Зритель требовал чувств живых и в то же время возвышенных. Наступало время романтизма. Сильнее всего романтизм проявил себя в балете. Но об этом — в следующем выпуске рубрики.
Юрий Кружнов |
Художник Елена Эргардт | Страничка автора | Страничка художника |