Так получилось, что в создании русского театра немалую роль сыграли купцы. Как
мы знаем, один из основателей
первого русского театра Федор
Волков был из ярославских
купцов. А еще одна яркая страница в истории нашего театра
оказалась связана с приехавшим торговать в Петербург
купцом из Костромы.
Однажды некий чиновник, гуляя по Гостиному
двору, увидел за прилавком молодого приказчика, который был
погружен в чтение и при
этом что-то бормотал под
нос. Чиновник прислушался — юноша читал
вслух какую-то пьесу, да
так читал, что заслушаешься. Чиновник пригласил купца в гости к своему
другу — актеру и режиссеру
Дмитревскому, и тот, послушав
молодого человека, пришел в
восторг и предложил идти к нему в ученики. Так началась карьера великого русского актера
Алексея Семеновича Яковлева.
Дмитревский подготовил Яковлева к поступлению в императорскую труппу, и в 1794 году
молодой актер дебютировал на
сцене Большого театра. Вскоре
он занял место первого артиста
столицы. Яковлев играл героические роли, но, соблюдая
традиции холодного классицизма, умел вдохнуть душу в своих героев. У Яковлева это были
живые люди, с их сложным душевным миром, противоречиями характера, исполненные
любви и страсти. Кстати, Яковлев первым на русской сцене
выступил в шекспировских
ролях.
Очень скоро в русском театре
появилась новая звезда, по таланту равная Яковлеву — Екатерина Семеновна Семенова, тоже
ученица Дмитревского. Она
также выступала в героических
ролях в классицистских пьесах,
но так же, как Яковлев, была
актрисой новой эпохи. И ее героини были исполнены глубоких чувств, это были сложные,
живые характеры. Семенова с
Яковлевым выступали в пьесах
Озерова, Княжнина, Коцебу — пьесах вроде классицистских, но уже
мало имевших общего
с подобными пафосными, казавшимися неестественными пьесами
времен Сумарокова и Ломоносова.
Пришла тогда на русскую
сцену и бытовая комедия.
Эти смешные пьесы, однако, были пронизаны
нравоучительством
и почти всегда заканчивались назиданием. Но публика очень
их любила. «Недоросль»,
«Бригадир» Фонвизина,
«Ябеда» Капниста, пьесы
Шаховского, Крылова, будущего баснописца, были невероятно популярны.
Конец XVIII — начало XIX века — это время расцвета русского театра. Уже проходило время
классицистского театра. Проходило и время «слезных» и
«мещанских» пьес. Зритель требовал чувств живых и в то же
время возвышенных. Наступало время романтизма. Сильнее
всего романтизм проявил себя
в балете. Но об этом — в следующем выпуске рубрики.