Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2013 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2013 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Рубрика И эхо таинства за шелестом кулис…

И эхо таинства за шелестом кулис…

ИСКУССТВО ВЫСШЕЙ КРАСОТЫ

Бывает, что шедевры, которыми потом долго восхищается все человечество, рождаются за каких-то один-два часа. Так произошло со знаменитым балетным номером «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. Создан он был для великой балерины Анны Павловой в 1907 году. Однажды Анне Павловой предложили выступить в благотворительном концерте, но номера для выступления не было. Павлова отправилась за помощью к Михаилу Фокину, и тот за два часа придумал плавное лебединое адажио, а Павлова предложила сделать лебедя умирающим. Она даже прикрепила к лифу своего сценического костюма брошь с красным рубином, Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку словно это была рана, от которой лебедь и погибает… Номер длится всего 2,5 минуты, но с ним Павлова объездила Европу и Америку, а лебедь стал ее символом. Поселившись в конце своей карьеры в Англии, Павлова завела на озере у себя в имении стаю лебедей. У нее был любимый лебедь по имени Джек, с которым она очень дружила.

«Умирающий лебедь» в исполнении Павловой, к счастью, успели заснять на кинопленку. А вот кинозаписей другого великого танцовщика, современника и партнера Павловой — Вацлава Нижинского — не осталось совсем. Только по рассказам современников да по фотографиям мы можем представить, какой дивной пластикой обладал этот танцор, как удивительно передавал характер персонажа.

Среди легенд русского балета того времени — Ольга Преображенская, Агриппина Ваганова, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, имена которых знакомы многим и сегодня. Имя Вагановой носит Петербургская Академия русского балета.

Лебедь был как собака

И Михаил Фокин, который придумал с Павловой «Умирающего лебедя», тоже был замечательный танцовщик и нередко танцевал вместе с Анной Павловой. Но прославился он как балетмейстер и реформатор балета. Все балетмейстеры были поначалу танцовщиками.

В балетах Фокина, например, выступали русские артисты Георгий Баланчин и Сергей Лифарь, впоследствии известные балетмейстеры и создатели собственных балетных театров. В советское время многие танцовщики становились знаменитыми балетмейстерами. Юрий Григорович много лет возглавлял балет Большого театра.

Леонид Якобсон организовал театр «Хореографические миниатюры». Борис Эйфман основал театр «Новый балет». Артисты балета всегда были любимцами публики. Их известность превосходила даже популярность артистов кино и драматического театра. Галина Уланова, Наталья Дудинская, Татьяна Вечеслова, Константин Сергеев, Вахтанг Чабукиани — их знали даже школьники. А кто не знает сегодняшних звезд — Майю Плисецкую, Наталью Макарову, Сергея Барышникова, Надежду Семеняку, Ульяну Лопаткину, Диану Вишнёву? Это легендарные артисты. А балет — это самое красивое искусство. Потому у него так много поклонников.



Театральный кресла



Юрий Кружнов
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»