Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2009 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2009 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Аптека для души
18 декабря исполняется 70 лет писателю Валерию ПОПОВУ

Наш гость — писатель, имя которого известно далеко за пределами России, настоящий петербуржец, автор более двадцати книг, восемь из которых написаны им для детей. Вы все хорошо его знаете. Это — Валерий Георгиевич ПОПОВ.

Валерий Попов

КАК ПОПАСТЬ В ЦЕЛЬ

— Валерий Георгиевич, а какой должна быть книга для юных читателей?

— Прежде всего — доброй и строгой. Книга должна показывать радость жизни, ее полноту, щедрость, наполненность разной работой. Человеку, который делает что-то хорошее, жить легче: его жизнь наполнена смыслом. Герои моей книги «Похождения двух горемык» решили все бросить и наслаждаться жизнью. В итоге оказывается, что у бездельников — самая тяжелая жизнь.

— В другой своей книге для детей «Все мы не красавцы» вы убеждаете ребят в том, что надо любить людей такими, какие они есть.

— Обязательно. От любви люди становятся лучше. Свою личность нельзя переделывать кому-то в угоду, подгонять под шаблон. И не надо бояться быть грустным.

— Вы говорили, что вашей любимой книгой в детстве была книга «Ребята и зверята» Перовской, про жизнь на лесном кордоне. И там прозвучала замечательная фраза, что «…жизнь детей наполнялась смыслом, когда отец приносил им на воспитание олененка, енота или другую зверюшку». В ваших книгах такое же доброе отношение к меньшим братьям.

— Где-то в середине жизни я вдруг понял, что между людьми есть напряженность, а вот к животным человек может всю душу свою повернуть, всю нежность. Звери как-то действительно людей украшают, для этого и держат собак и кошек.

Книги В. Попова

— Ваша книга «Что посеешь» написана по рассказам отца о жизни детей в деревне и о том, как труд придает смысл жизни каждого, даже маленького еще человека.

— Зависть к тому, что рассказывал отец, была огромная, потому что уже с двух лет жизнь деревенского мальчика полна смысла. Он не просто бегает по улице, а он строит запруду, чтобы ручей поворачивал в огород и насыщал его влагой. Непонятно, как воспитывать ребенка в каменных джунглях. А там, отец рассказывал, когда он был ребенком, ему принесли зимой теленка новорожденного. Ты и играл с ним, и учился, как ухаживать, и любил теленка, и оживал от этой любви. Там все было полно дела и души, и такую систему нам не придумать, чтобы дети так росли и чувствовали свою нужность.

— Скажите, как вам удалось стать собой, сохраняя свой стиль и свою жизненную позицию?

— Надо стрелять по невидимым мишеням. Попадает тот, кто не целится. Часто бывает, что люди находят что-то модное и начинают это повторять, а это уже поздно, уже проехали. Я помню одну карикатуру: мальчик стреляет из лука, попадает в забор. И потом пририсовывает мишень, как будто попал в десятку. Вот так и надо делать — сначала выстрелить, а потом доказать, что ты попал в десятку. А стрелять уже там, где стрелы торчат — бесполезно. Первый мой рассказ появился так. Я читал детектив, и меня зацепила фраза: «Раздался выстрел. Агеев взмахнул руками и упал замертво. Сергеев насторожился». Меня потрясло, что друга убили, а Сергеев всего лишь «насторожился». И я написал первый рассказ — «Случай на молочном заводе». В рассказе шпион прячется в горе творога, а милиционеры, чтобы его поймать, съедают эту гору творога, тогда шпион перебегает и прячется в горе масла. Я почувствовал вкус гротеска. Когда это необычно, смешно, это острее действует, это гораздо емче, чем просто ровности жизни. Гротеск — это вообще то, что остается от великой литературы. Остается Дон Кихот, Санчо Панса, Орфей спускается в ад. Надо поймать необычность приема, а без этого лучше и не ходить в литературу.

— Многое, что высказано писателем на бумаге, приходит свыше и отражается на его судьбе и на судьбе его читателей. Насколько писатель может брать на себя подобную ответственность?

— Без ответственности вообще не стоит писать. Ты должен говорить или что мир ужасен, или что мир прекрасен, и убеждать людей своим примером, и должен такую жизнь прожить, как ты пишешь, потому что писать без оснований не имеешь права. А если человек так просто шляется за жизнью — его кинуло туда, кинуло сюда, то человек пуст. Человек должен свою внутреннюю задачу нести по всем книгам.

— Ваша проза — очень петербургская. А особенно любимое место у вас в Петербурге есть?

— Невский проспект, потому что на Невском проспекте встречаешься с гением на каждом углу. Или с живым, или как бы с умершим, но все равно живым. Вот здесь Достоевский стоял, и был счастлив, на углу Фонтанки. Вот здесь, на Аничковом мосту, Бунин написал: «Я молод был, безвестен, одинок». И вдруг думаешь — это точно про тебя в молодости! Такой же озноб охватывал тебя от предчувствия на том же самом месте, от какого-то риска, что не сбудешься, что ничего у тебя не получится. И Бунин, оказывается, испытывал то же самое. То есть Невский весь заполнен гениальностью. Идешь, как в раю — есть поддержка…

— Герой ваших рассказов — самоироничный человек, обостренно воспринимающий окружающий мир. С ним постоянно что-то происходит, но он всегда сохраняет оптимизм. Это ваша жизненная позиция?

— Да. У меня есть рассказ «Божья помощь». О том, как я опаздывал в школу и мимо собора бежал, и волновался очень, и когда глядел на часы собора, Бог всегда дарил мне пять минут. Пять минут были мне подарены, и я успевал. Вот эта поддержка всегда есть, надо ее почувствовать. И будешь оптимистом.

— Вы пишете от руки, на машинке или на компьютере?

— Сначала в душе, а потом ручкой. Что-то в компьютере меня настораживает. У Ильфа и Петрова есть такой герой, Полыхаев, который ставил штампы: «Взволнован. Полыхаев», «Бесконечно благодарен. Полыхаев». Вот компьютер — это нечто такое. Зачем думать, можно любой кусочек взять и сформировать резолюцию. По-моему, компьютер мертвит.

— Что бы Вы хотели пожелать юным читателям?

— Прежде всего — быть читателем! Книги не заменишь никакими компьютерными играми и никакой техникой.

С Валерием ПОПОВЫМ
беседовала журналист Нонна ЕРМИЛОВА




Нонна Ермилова


Страничка автора



Важное на сайте Костра Русская народная сказка

Как Василиса на войну поехала

Царевна

Как Василиса на войну поехала
Выбор читателей Русская народная сказка

Солдатская шинель

Сон солдата

Солдатская шинель
Рассказы о природе

Евгений Чарушин

Томкины сны

Собака


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»