Современный магнитный
компас. По бокам у него — шары
из магнитомягкого железа,
уменьшающие девиацию
«Подкравшись к компасу, судовой кок подложил под нактоуз какой-то тяжелый предмет,
который он держал в руке. Несколько секунд он смотрел
в нактоуз на освещенную
картушку, а затем бесшумно исчез», — так сделал
злодей Негоро в романе
Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Этим
предметом был железный
брусок. Показания компаса
изменились, он уже не показывал правильное направление на магнитный
полюс. И шхуна «пятнадцатилетнего капитана» Дика Сэнда, героя романа, изменила курс
и вместо Южной Америки попала к берегам Африки…
Такое отклонение компаса
от правильного направления,
вызванное корабельным железом, называется ДЕВИАЦИЕЙ.
Штурман обязательно должен
знать девиацию своего компаса, уметь ее измерить и уничтожить. Иначе компас будет
«врать», и мы не сможем верить его показаниям.
Иван Петрович
де-Колонг
(1839–1901) — русский
морской
офицер
и ученый,
основоположник
науки
о девиации
компаса
В эпоху деревянных судов девиация не доставляла морякам
больших неудобств. Испортить
компас деревянного парусника
можно было, лишь поднеся к нему железо вплотную. А вот когда
корабли стали строить из металла, у штурманов появились серьезные проблемы. Гирокомпас,
который показывает прямо на
истинный север, тогда еще не
придумали. Чтобы справиться с
воздействием судового железа
на компас, морякам понадобилась помощь ученых-физиков.
О том, что железо имеет магнитные свойства, физики знали
давно. Теперь ученые выяснили,
что бывает МАГНИТОМЯГКОЕ
и МАГНИТОТВЕРДОЕ железо.
Предметы из разного в магнитном отношении металла «тащат» стрелку компаса в разные
стороны. Значит, их влияние
можно уравновесить, тогда и девиации не будет. На компасы
стали крепить шары или бруски
из «мягкого» железа — они снимали влияние «твердого» металла, из которого строили суда.
Обычно девиацию судового
компаса уничтожают раз в полгода. Но если наше судно перевозит, например, рельсы или
железные трубы — тогда девиацию определяют и уничтожают
перед каждым рейсом. На эту
операцию отводят время и специальное место — ДЕВИАЦИОННЫЙ ПОЛИГОН. Границы
таких полигонов (они обычно
находятся вблизи портов) обозначают на штурманской карте
красным цветом.
Дежурный капитан
Михаил САВИНОВ
Обозначение девиационных
полигонов на штурманской карте
(окрестности Владивостока)