Аварии и катастрофы, как известно, чаще всего наступают
внезапно. Так произошло и на этот раз. История, о которой
пойдет речь, разыгралась в Атлантическом океане, на
расстоянии 150 миль от порта Корк, расположенного на юге
Ирландии.
Падение на дно
Летом 1973 года в этом районе Атлантики английская компания проводила трудную работу: с помощью подводного аппарата «Пайсис-3» закапывался
телефонный кабель, проложенный по дну океана.
В ту злополучную ночь 29 августа под воду опустились Роджер Маллинсон и Роджер Чапмен — опытные гидронавты. Пробыв на глубине около
500 метров восемь часов, усталые и голодные, они
поднимались к поверхности океана, мечтая лишь
об одном: хорошо позавтракать и отоспаться.
В 9 часов с минутами «Пайсис» показался из воды. И в этот момент в кабине аппарата прозвучал
сигнал тревоги, означавший, что в кормовой сфере,
выполнявшей роль поплавка, появилась вода.
Оказалось, что у сферы сорвалась крышка люка.
Аппарат осел на корму.
Связанный с обслуживающим судном «Вояджер» буксирным тросом,
аппарат мотался под водой из стороны в сторону. Раздался треск.
Это лопнул связующий трос. «Пайсис» встал почти вертикально и с
большой скоростью устремился
вниз. Гидронавты с ужасом наблюдали за показаниями глубиномера:
10 метров, 20, 50… Стрелка быстро
бежала по кругу.
На глубине 480 метров аппарат
врезался кормой в илистое дно и замер
почти в вертикальном положении.
Спасатели спешат
Подводный телефон действовал хорошо. Прежде всего
надо было определить и
сообщить наверх, каким
запасом кислорода обладает
аппарат и, значит, сколько времени гидронавты смогут прожить на дне. Оказалось, что при самом экономном расходовании
кислорода — около 80 часов. Дальше люди просто
задохнулись бы в своей подводной скорлупе.
Подготовка к сложной спасательной операции
началась сразу же после аварии. Немедленно было
выяснено, где расположены подводные аппараты, которые могли
бы принять участие в спасении.
«Пайсис» под № 2 находился в
Северном море, в трехстах милях от Корка. «Пайсис» № 5 был
еще дальше, по другую сторону
Атлантического океана, у побережья Канады.
Аппараты в срочном порядке, самолетами, были доставлены в Ирландию, в Корк, а затем судами, шедшими «на всех парах», — к месту аварии.
Все это заняло около 36 часов из 80 отпущенных
спасателям. В море бушевал шторм, что еще более осложняло проведение спасательных работ.
А что же происходило на борту аварийного
аппарата? Гидронавты, экономя кислород, старались как можно меньше двигаться, меньше говорить. Каждое лишнее движение, каждое лишнее
слово, даже любая мысль и волнение вызывали
дополнительный расход кислорода.
Неудача «Пайсиса-5»
«“Пайсис”! “Пайсис”! Я — “Вояджер”, — раздался голос в подводном телефоне. — Мы опускаем
его». Это означало, что на помощь гидронавтам
идет глубоководный аппарат «Пайсис-2». С того
момента, как случилась авария, прошло уже 48 часов — большая часть допустимого времени.
По океану по-прежнему гуляли высокие волны. Люди наверху не спали две ночи подряд, но
никто из них, измотанных тяжелой работой, и
не думал покинуть свой пост.
В половине третьего ночи «Пайсис-2» начал
погружение. Механическая рука его держала
специальный зажим, который следовало ввести
в открытый люк затонувшего аппарата. Однако
сначала надо было найти его. Локатор спасателя
уловил слабое эхо с расстояния в одну милю.
И в этот момент в обитаемой сфере «Пайсиса-2» обнаружилась течь. Следовало немедленно
всплывать!
Гидронавтов изводила сильная головная
боль. Хотелось забыться, заснуть. Сообщение сверху подбодрило их. Оно было
кратким: «Готовится к спуску аппарат
“Пайсис-5”».
Он ушел под воду на рассвете. Аппарат
нес захват, который следовало зацепить за
подъемную скобу «Пайсиса-3». В 6 часов 15 минут «Пайсис-5» достиг дна и начал поиск. Это
было непростой задачей. Несколько часов ушло
на безрезультатные поиски. Драгоценное время
уходило напрасно. «Пайсис-5» был вынужден
вернуться на поверхность.
Возвращение к свету
В полдень он снова пошел вниз.
Очень вероятно, что поиск опять закончился бы неудачей, но кому-то из
экипажа «Пайсиса-5» пришла в голову
мысль попросить Чапмена что-нибудь
спеть. И произошло чудо: место нахождения «Пайсиса-3» было наконец
нащупано. А еще спустя полчаса гидронавты, потерпевшие аварию, увидели в иллюминаторах своего аппарата
долгожданный спасительный свет.
За считанные минуты пилоты «Пайсиса-5»
прикрепили захват к подъемной скобе, но когда
они стали отходить в сторону, захват… вывернулся, отцепился и исчез в темной воде. Напряженная работа опять пошла насмарку. Надо
было всплывать и все начинать сначала.
Новое погружение отремонтированного «Пайсиса-2» заняло всего сорок минут. Разыскать
аварийный аппарат теперь большого труда уже
не составило. Медленно маневрируя, экипаж
спасательного аппарата завел надежный зажим
в люк кормовой сферы «Пайсиса-3». Дело было
сделано минут за десять, не более. Это после
стольких неудач, безуспешных усилий и промахов! К затонувшему аппарату был наконец-таки
прикреплен прочный канат. Теперь все могли
вздохнуть с облегчением.
Подъем продолжался около двух часов — путь
из подводного мрака к солнцу и воздуху. Кислород у гидронавтов был на исходе. Задержись
они на дне еще минут 20, и все закончилось бы
трагедией. «Люк с громким стуком откинулся, и
сверху хлынул яркий солнечный свет, — вспоминал Чапмен. — Мы были живы, вдыхали свежий
воздух, мы были спасены».