Сентябрь 2016 года
![Журнал Костер. Сентябрь 2016 года Журнал Костер. Сентябрь 2016 года](/images0/principal/9-16.jpg)
…
Рубрика Голоса исчезнувших миров
Крины, трилистники и чудовища: книжный орнамент
![Инициал «М» новгородской рукописи XIV в. в виде двух рыбаков с сетью Инициал «М» новгородской рукописи XIV в. в виде двух рыбаков с сетью](images9-16/golosa.jpg)
Мы уже знаем, насколько сложным и важным делом было создание древней рукописной книги. На одно только переписывание текста особым почерком уходили месяцы и годы труда! Но книгу мало было переписать — ее обязательно надо было украсить затейливым орнаментом.
![Заставка византийской рукописи IX—X вв. Заставка византийской рукописи IX—X вв.](images9-16/golosa1.jpg)
Украшения рукописи могли быть совершенными и сложными, а могли быть простыми и безыскусными, но всегда подчинялись определенным правилам. В начале книги рисовали прямоугольную или квадратную ЗАСТАВКУ. Рисунок выполнялся не кистью, а тонко заточенным пером. Первую строку текста писали ВЯЗЬЮ — особыми крупными буквами. Кстати, именно такой вязью сделаны надписи на старинных русских колоколах и пушках. Для заглавий использовали яркую красную краску — КИНОВАРЬ. Ниже заглавия обязательно выделяли первую букву текста — ИНИЦИАЛ. Иногда такая буква-инициал превращалась в настоящий сюжетный рисунок, к ней могли даже сделать пояснительную надпись. Например, в одной из древнерусских рукописей есть инициал «Р» в виде фигурки человека, льющего на себя воду из ушата, а рядом на поле крошечными буквами написано: «Обливается водою».
![Древнерусская рукопись XI в., богато украшенная в византийском стиле Древнерусская рукопись XI в., богато украшенная в византийском стиле](images9-16/golosa2.jpg)
Первые книги Руси подражали болгарским образцам, а те, в свою очередь — книгам Византийской империи. Поэтому наши рукописи XI—XII вв. украшены ВИЗАНТИЙСКИМ орнаментом — сложным, многоцветным, с растительными узорами (например, особыми цветками-кринами).
В XIII в. византийский стиль сменился на Руси ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИМ (от греческого «терас» — «чудовище»). В тератологии мы больше не встретим сложного многообразия красок и мотивов. Зато здесь появятся причудливые фантастические животные, которые будут переплетаться друг с другом.
![Тератологическая заставка. В ней использованы всего три краски: красная киноварь для контура, желтая — для выделения отдельных частей узора и тёмно-синяя — для заполнения фона Тератологическая заставка. В ней использованы всего три краски: красная киноварь для контура, желтая — для выделения отдельных частей узора и тёмно-синяя — для заполнения фона](images9-16/golosa3.jpg)
На смену тератологическому орнаменту в XV столетии пришли сразу два новых стиля — БАЛКАНСКИЙ и НОВОВИЗАНТИЙСКИЙ. Оба они многоцветные и нарядные, но в балканском узор образован геометрическими фигурами, а в нововизантийском — листьями и цветами. И, наконец, в XVI в. в книгах появился СТАРОПЕЧАТНЫЙ орнамент, в котором появились элементы европейской гравюры — например, штриховка внутри листьев растений.
![]() Лист русской рукописи XIV в. с тератологической заставкой, инициалом и киноварным заголовком |
![]() Рукопись XV в. с балканской заставкой. Заголовок написан вязью |