Детский журнал Костер

Журнал "Костер" за сентябрь 2012 года
Посмотреть на обложку


Сентябрь 2012 года



Герои неземных стихий
Герои неземных стихий

ЗА ПОДВОДНЫМИ КЛАДАМИ

Один предприимчивый американец издал любопытную карту. Вдоль и поперек она разрисована черепами, пистолетами, саблями и подзорными трубами. А если присмотреться, можно увидеть то тут, то там маленькие крестики. Их — около двух десятков. Что же они означают?

Подводные клады

ДРАГОЦЕННЫЕ ПОТЕРИ

«Эта карта, — утверждает надпись, — показывает места богатейших кладов, спрятанных и потерянных знаменитыми пиратами, стоимостью в сотни миллионов долларов». Крестики обозначали места расположения кладов.

Вряд ли с помощью этой карты и в самом деле можно отыскать клад. Но то, что на морском дне лежат неисчислимые сокровища — истинная правда.

В 1595 году невдалеке от полуострова Флориды затонула испанская каравелла «Санта-Маргарита», в трюме которой находились золотые слитки стоимостью (по современному курсу) более восьми миллионов долларов. Три года спустя в Карибском море погиб корабль «Сан-Фердинандо» с драгоценностями стоимостью двадцать миллионов долларов. В 1628 году сильнейший ураган, разбушевавшийся во Флоридском проливе, погубил одиннадцать испанских галионов — трехмачтовых военных парусников, везших в Европу сказочную золотую добычу.

И этот перечень драгоценных потерь можно было бы продолжать и продолжать. Из восемнадцатого века — перейти в девятнадцатый, затем — в двадцатый и даже в наш, двадцать первый. Гибли с драгоценностями французские, английские, американские корабли, гибли, унося с собой на морское дно золото, серебро, платину и алмазы.

ТРАГЕДИЯ «ЛАУРЕНТИКА»

Конечно, попыток отвоевать у моря похищенные им сокровища было немало. Чаще всего попытки эти заканчивались неудачами, а то и трагедиями. Однако бывали и счастливые случаи. Зимой 1917 года у берегов Северной Ирландии произошла трагедия. В тот день английский корабль «Лаурентик» направлялся в канадский порт Галифакс. Он вез более трех тысяч слитков золота в качестве платы Канаде за военные поставки.

Пароход «Лаурентик» — плавучий золотой «сейф»

На выходе из залива Лох-Свилли «Лаурентик» наскочил на немецкую мину, подорвался и быстро ушел на дно вместе с половиной команды и своим драгоценным грузом — сорока тремя тоннами золота!

К счастью, корабль затонул на глубине около сорока метров. От поверхности же воды до палубы «Лаурентика» было и того меньше — всего восемнадцать метров.

Спасательные работы начались почти сразу же после гибели корабля. Все обещало быстрый успех. Так думали. В действительности же спасение золота «Лаурентика» оказалось делом чрезвычайно сложным и опасным.

С большим трудом водолазы проникли (да и то лишь при помощи взрывчатки) в бронированную кладовую, туда, где хранились вожделенные слитки. Небольшая часть их была извлечена из кладовой и поднята наверх.

«ИСЧЕЗНУВШЕЕ» ЗОЛОТО

Из-за непогоды работы пришлось на время приостановить. Когда же неделю спустя спасатели вернулись к «Лаурентику», то были просто поражены: кладовая оказалась… совершенно пустой! Напрасно водолазы шарили руками в кромешной тьме, проверяя на ощупь каждый уголок хранилища. Золото исчезло, «испарилось», как будто его и не было вовсе.

Как выяснилось, под ударами бушевавшего моря, доходившими до затонувшего корабля, его корпус сильно деформировался — изменил свою форму, швы на нем разошлись, слитки золота провалились в трюм и там перемешались с обломками, песком, илом и камнями.

Пришлось снова пустить в ход взрывчатку. Песчаные наносы водолазы размывали струями воды, подаваемой сверху по шлангам. Корабль пришлось разрезать на куски вдоль и поперек.

Вот какие сокровища таятся на морском дне

К 1924 году, за семь лет напряженного труда удалось разыскать и поднять на поверхность 2186 золотых слитков. Множество раз водолазам пришлось опускаться за ними на морское дно. И все же 25 слитков море так и не вернуло.

Это лишь один пример того, как нелегко добываются затонувшие сокровища. А таких примеров немало. Вспомним хотя бы еще об одном, о спасении драгоценностей, утонувших вместе с английским пароходом «Иджиптом».

22 мая 1922 года этот большой пассажирский пароход столкнулся в густом тумане с французским судном и, получив страшные повреждения корпуса, через двадцать минут затонул.

ДОРОГАЯ РАСПЛАТА

Древние сосуды тоже имеют огромную ценность

На беду, катастрофа произошла в глубоководном районе, у мыса Финистар, в Атлантике. Для водолазной техники того времени глубина была огромной — около ста метров. И все же, несмотря на это, сокровища решили спасать.

К «Иджипту» водолазы опускались в специальной наблюдательной камере. Через ее иллюминаторы они могли осматривать затонувший корабль и руководить работами. Драгоценности же поднимались сверху, с борта вспомогательного судна, при помощи особых захватов и лебедок.

Уникальная операция длилась шесть лет и стоила свыше миллиона долларов. Но расходы эти окупились, как говорится, с лихвой. Было поднято в итоге 865 слитков золота (к сожалению, не все, на судне их было больше тысячи), шесть тонн серебра и восемьдесят тысяч золотых монет.

Увы, искателям подводных кладов, как уже говорилось, удача сопутствовала не часто. В конце позапрошлого века известный английский водолаз Александр Ламберт взялся поднять золото с парохода «Альфонсо ХII», затонувшего в 1885 году в районе Канарских островов на большой глубине. Взорвав динамитом три палубы корабля, отважный водолаз поднял на поверхность семь ящиков с золотом, но какой ценой! Ламберт на всю жизнь потерял здоровье и уже никогда не смог опуститься на морское дно.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника









© 2001 - 2021