Архив журнала для детей Костер

Август 2015 года

Журнал Костер. Август 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




2015 - Год Литературы  в Российской Федерации Магический кристалл
Дубровский


ПОЧЕМУ ДУБРОВСКИЙ НЕ возвращал ДЕНЕГ бедной вдове?

Сюжет «Дубровского» не менее напряженный и увлекательный, чем сюжет «Пиковой дамы» (правда, без мистики). Чего стоит одно превращение смиренного учителя-француза в грозного, романтического мстителя Дубровского! Это же настоящий детектив!.. Или — очная ставка «генерала» Дубровского с мошенником-приказчиком! Эффектный эпизод, что и говорить! Наверное, все читающие повесть запоминают этот яркий пример благородства Дубровского: он не стал брать деньги, посланные помещицей-вдовой своему единственному сыну! Конечно, никому и в голову не придет усомниться в правдивости рассказа «простой вдовы, всеми любимой за добрый и веселый нрав».

Однако прочитаем начало эпизода внимательно.

«— А что слышно про Дубровского? Где его видели последний раз?

— У меня, Кирила Петрович, — пропищал толстый дамский голос, — в прошлый вторник обедал он у меня…» В прошлый вторник — говорит вдова.

А вот что сообщает читателям сам Пушкин: «Прошло около месяца от его вступления в звание учительское … и никто не подозревал, что в скромном молодом французе таился грозный разбойник… Во все это время Дубровский не отлучался из Покровского». Во все время не отлучался! А как же «прошлый вторник»?! Когда Дубровский мог успеть переодеться генералом, приехать к Анне Савишне, вывести на чистую воду ее приказчика-негодяя, наказать его и затем вернуться к исполнению должности учителя, если около месяца он никуда из дома Троекурова не отлучался?! Кому верить: доброй Анне Савишне или Пушкину?

Но, может быть, гений Александр Сергеевич… оплошал? Не сверил хронологию событий? Наверное, нет: у Пушкина обычно все «расчислено по календарю».

Чувствуете нечто общее между двумя повестями? В «Пиковой даме», кажется, фантазировал Германн. В «Дубровском» «сочиняет» вдова Глобова. Только вопрос — зачем, почему? Возможно, молва о благородстве Дубровского «сильно подействовала на ее воображение» — так и появилась история восстановления справедливости и наказания виновного. История, в которую добрая Анна Савишна сама уверовала…

Время создания «Дубровского» было еще эпохой романтизма: пользовались популярностью романтические баллады Жуковского, «Корсар» Байрона, «Разбойники» Шиллера, «Ринальдо Ринальдини» Вульпиуса (где как раз действует романтический разбойник, нападающий на богатых, но не трогающий бедных и отшельников). Да и нам, современным читателям, тоже хочется быть немного романтичными — верить в благородного разбойника! Так же как и «романтику» Германну хочется верить в магию трех карт, способных моментально обеспечить богатство и независимость. Нелишне добавить, что сам Пушкин относится к романтическим представлениям с долей иронии и скепсиса.

Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель литературы
московской школы-лицея «Венда»


Евгений Славутский
Художник Виктор Пономаренко
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»