ПОЧЕМУ ДУБРОВСКИЙ НЕ возвращал ДЕНЕГ бедной вдове?
Сюжет «Дубровского» не менее напряженный
и увлекательный, чем сюжет «Пиковой дамы»
(правда, без мистики). Чего стоит одно превращение смиренного учителя-француза
в грозного, романтического мстителя Дубровского! Это же настоящий детектив!..
Или — очная ставка «генерала» Дубровского с мошенником-приказчиком! Эффектный эпизод, что и говорить! Наверное, все
читающие повесть запоминают этот яркий пример благородства Дубровского: он не стал брать
деньги, посланные помещицей-вдовой своему
единственному сыну! Конечно, никому и в голову не придет усомниться в правдивости рассказа
«простой вдовы, всеми любимой за добрый и
веселый нрав».
Однако прочитаем начало эпизода внимательно.
«— А что слышно про Дубровского? Где его
видели последний раз?
— У меня, Кирила Петрович, — пропищал толстый дамский голос, — в прошлый вторник обедал он у меня…» В прошлый вторник — говорит
вдова.
А вот что сообщает читателям сам Пушкин:
«Прошло около месяца от его вступления в звание учительское … и никто не подозревал, что
в скромном молодом французе таился грозный
разбойник… Во все это время Дубровский не
отлучался из Покровского». Во все время не отлучался! А как же «прошлый вторник»?! Когда
Дубровский мог успеть переодеться генералом,
приехать к Анне Савишне, вывести на чистую
воду ее приказчика-негодяя, наказать его и затем
вернуться к исполнению должности учителя,
если около месяца он никуда из дома Троекурова не отлучался?! Кому верить: доброй Анне Савишне или Пушкину?
Но, может быть, гений Александр Сергеевич…
оплошал? Не сверил хронологию событий? Наверное, нет: у Пушкина обычно все «расчислено
по календарю».
Чувствуете нечто общее между двумя повестями? В «Пиковой даме», кажется, фантазировал
Германн. В «Дубровском» «сочиняет» вдова Глобова. Только вопрос — зачем, почему? Возможно,
молва о благородстве Дубровского «сильно подействовала на ее воображение» — так и появилась история восстановления справедливости и
наказания виновного. История, в которую добрая
Анна Савишна сама уверовала…
Время создания «Дубровского» было еще эпохой романтизма: пользовались популярностью
романтические баллады Жуковского, «Корсар»
Байрона, «Разбойники» Шиллера, «Ринальдо
Ринальдини» Вульпиуса (где как раз действует
романтический разбойник, нападающий на богатых, но не трогающий бедных и отшельников).
Да и нам, современным читателям, тоже хочется
быть немного романтичными — верить в благородного разбойника! Так же как и «романтику»
Германну хочется верить в магию трех карт, способных моментально обеспечить богатство и
независимость. Нелишне добавить, что сам Пушкин относится к романтическим представлениям
с долей иронии и скепсиса.
Евгений СЛАВУТСКИЙ,
журналист, преподаватель литературы
московской школы-лицея «Венда»