Архив журнала для детей Костер

Август 2015 года

Журнал Костер. Август 2015 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Аптека для души Сергей МОРОЗОВ

Театр на Литейном

У нас в гостях лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова», лауреат Всероссийских и Международных фестивалей режиссер театра Сергей МОРОЗОВ. В 1999 году Сергей Анатольевич окончил мастерскую народного артиста России Семена Спивака в Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства. С 2000 года работает в театрах России, в разные годы руководил театрами Костромы, Новгорода, Ульяновска. Сейчас спектакли, поставленные Сергеем МОРОЗОВЫМ, с успехом идут в Санкт-Петербургском Государственном Молодежном театре на Фонтанке. 10 июня 2015 года Сергей Анатольевич МОРОЗОВ назначен главным режиссером Санкт-Петербургского Театра "На Литейном".

Сергей Анатольевич, когда Вы поняли, что Ваше призвание — театр?

— Я родился в театральной семье и видел много спектаклей. Конечно, главным импульсом стало творчество моего отца, театрального режиссера. На его спектаклях для меня и возникло ощущение критерия театра как искусства, которое волнует до глубины души, помогает человеку по-новому взглянуть на мир. К тому же театр часто несет в себе элемент праздника, красивого зрелища. Наверное, это сочетание внешней яркости и глубокого внутреннего содержания, которое вряд ли можно найти в другой профессии. Уже позже я понял, что театр может и должен быть разным, порой жестким, отчаянным, но всегда устремленным к сердцу, душе и уму зрителя. Это разнообразие не напугало, а еще более утвердило меня в правильности выбора профессии.

— А какие книги Вы любили в детстве?

— Я счастливый человек, мое детство было лишено интернета и гаджетов. Я мог уделять больше времени чтению, но и тогда его не хватало, потому что хотелось читать больше и больше. Единственное, что могло оторвать от этого занятия, — воплощение сюжета только что прочитанной книги (например, «Трех мушкетеров») в играх с друзьями во дворе. Сколько стран и эпох мне удалось посетить, перелистывая страницы! Помнится, много часов было проведено с фонариком под одеялом в компании «Графа Монте-Кристо», «Всадника без головы», хоббитов и, как ни странно, «Поднятой целины». На каждом этапе возникало произведение, которое становилось любимым и значимым. Я очень страдаю от того, что нынешний плотный график не позволяет уделять много времени чтению.

— Можно ли сказать, что режиссер «читает» драматурга, а зритель — «читает» режиссера?

— Театральный спектакль — это результат совместного творчества драматурга (писателя), постановочной группы, актеров — и зрителей. Только лишь через душу зрителя, его взгляд, отношение, реакцию рождается спектакль. Конечно, приятно, когда зал откликается на те смыслы, которые ты закладывал. Но в том и уникальность живого процесса, что каждый зритель имеет право на свое собственное отношение, и в нем он прав. Что касается взаимоотношений режиссера и драматургического материала, то каждый раз «роман с текстом» складывается по-разному. Работая с произведением большого писателя, испытываешь азарт, интригующее удовольствие, открывая с каждой репетицией бесконечную анфиладу смыслов и возможностей их воплощения. Иногда приходится придумывать собственный сценический текст, восполняя пробелы содержания первоисточника. В любом случае, всегда изначально ищешь нити, связывающие автора и твое сегодняшнее ощущение времени.

— А как Вы выбираете литературный материал для своих постановок?

— Главный критерий: чтобы материал тебя волновал. Не отпускал, жаждал выхода в диалог с актером, а затем со зрителем. Даже когда изначально материал не вызывает такого эмоционального отклика, перед началом репетиций необходимо влюбить себя в пьесу, найти общие болевые точки. Часто в выборе основываюсь на личном «портфеле», иногда на рекомендациях обратить внимание на ту или иную пьесу от коллег. А иногда помогает случай. Так было с книгой Эрика-Эмманюэля Шмитта «Одетта Тульмонд», которая переросла в спектакль «Четыре танго о любви». Она случайно попала мне в руки и настойчиво «просила», «требовала» своего сценического воплощения.

Сцена из спектакля «Время для посещений»

— Почему на Ваш спектакль «Время для посещений», поставленный по пьесе австрийского писателя Феликса Миттерера в переводе Татьяны Федяевой, зритель приходит по многу раз?

— Этот спектакль продолжает главную тенденцию репертуара Молодежного театра и позиции его художественного руководителя Семена Спивака — разговор о вечных темах. Но Миттерер исследует экстремальные, пиковые случаи таких взаимоотношений. Главная мысль спектакля: нужно успеть сказать «Люблю!», «Спасибо!», «Ты для меня всё!». Родителям, супругу, ребенку. Ритм нашей жизни заставляет нас откладывать эти простые слова на потом. А потом может быть поздно. И эта ситуация горечи от суеты, которая отрывает нас от самого дорогого, что у нас есть — наших близких, — находит отклик в душе каждого зрителя.

— Что более необходимо для гармонии — точный расчет или вдохновение?

— Нельзя их противопоставлять. В контексте театра особенно. Театр — это не только и не столько вдохновенный процесс самореализации. Это большой, кропотливый труд, тяжелая работа по вытаскиванию своей души на суд зрителя. И в этом процессе есть свои законы и правила. Необходимо их знать и выполнять. Хотя бы для того, чтобы на основе «ремесленных» умений смочь взойти к легкости вдохновения. Предпочитаю браться за работу честно, настраиваться на тяжелый труд. Помнить, что каждый спектакль — это ступень к чему-то еще. Что цель — совершенствоваться, а не создавать гениальные вещи, потому что последнее — не что иное, как простая жажда признания. Наверное, это хорошая мотивация сама по себе, но чтобы аплодисменты становились смыслом творческой жизни — не хочется.

— В чем Вам видится задача театра?

— Для меня принципиален тот метр, который отделяет сцену от зрительного зала. Сцена немного выше. Значит, и мысли, и эмоции не могут быть равны повседневности. По выражению актера и режиссера Андрея Попова: «Театр нужен для того, чтобы помогать людям жить». Мне близко это понимание миссии театра.

— Какое напутствие Вы могли бы дать юному поколению, которое только начинает постигать жизнь, вступать в нее?

— Так хочется, чтобы юные души как можно дольше оставались слышащими свой искренний, чистый и честный внутренний голос. Чтобы можно было радоваться жизни, и при этом открыто смотреть в глаза окружающим. Может, совершать ошибки, раскаиваться, но всегда знать и верить, что каждый из нас уникален, что мы появились на свет, чтобы создать то, что только нам подвластно. Что сегодняшний день уже никогда не повторится. И верить в свою счастливую звезду!

Молодежный театр на Фонтанке



Николай Харлампиев
Главный редактор

Страничка автора



Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»