У нас в гостях лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова»,
лауреат Всероссийских и Международных фестивалей режиссер
театра Сергей МОРОЗОВ. В 1999 году Сергей Анатольевич окончил мастерскую народного артиста России Семена Спивака в Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства.
С 2000 года работает в театрах России, в разные годы руководил
театрами Костромы, Новгорода, Ульяновска. Сейчас спектакли,
поставленные Сергеем МОРОЗОВЫМ, с успехом идут в Санкт-Петербургском Государственном Молодежном театре на Фонтанке.
10 июня 2015 года Сергей Анатольевич МОРОЗОВ назначен главным режиссером Санкт-Петербургского Театра "На Литейном".
Сергей Анатольевич, когда Вы поняли, что
Ваше призвание — театр?
— Я родился в театральной семье и видел много спектаклей. Конечно, главным импульсом
стало творчество моего отца, театрального режиссера. На его спектаклях для меня и возникло
ощущение критерия театра как искусства, которое волнует до глубины души, помогает человеку по-новому взглянуть на мир. К тому же театр
часто несет в себе элемент праздника, красивого
зрелища. Наверное, это сочетание внешней яркости и глубокого внутреннего содержания, которое вряд ли можно найти в другой профессии.
Уже позже я понял, что театр может и должен
быть разным, порой жестким, отчаянным, но
всегда устремленным к сердцу, душе и уму зрителя. Это разнообразие не напугало, а еще более
утвердило меня в правильности выбора профессии.
— А какие книги Вы любили в детстве?
— Я счастливый человек, мое детство было
лишено интернета и гаджетов. Я мог уделять
больше времени чтению, но и тогда его не хватало, потому что хотелось читать больше и больше.
Единственное, что могло оторвать от этого занятия, — воплощение сюжета только что прочитанной книги (например, «Трех мушкетеров»)
в играх с друзьями во дворе. Сколько стран и эпох
мне удалось посетить, перелистывая страницы!
Помнится, много часов было проведено с фонариком под одеялом в компании «Графа Монте-Кристо», «Всадника без головы», хоббитов и, как
ни странно, «Поднятой целины». На каждом
этапе возникало произведение, которое становилось любимым и значимым. Я очень страдаю
от того, что нынешний плотный график не позволяет уделять много времени чтению.
— Можно ли сказать, что режиссер «читает» драматурга, а зритель — «читает» режиссера?
— Театральный спектакль — это результат совместного творчества драматурга (писателя),
постановочной группы, актеров — и зрителей.
Только лишь через душу зрителя, его взгляд, отношение, реакцию рождается спектакль. Конечно, приятно, когда зал откликается на те смыслы,
которые ты закладывал. Но в том и уникальность
живого процесса, что каждый зритель имеет
право на свое собственное отношение, и в нем
он прав. Что касается взаимоотношений режиссера и драматургического материала, то каждый
раз «роман с текстом» складывается по-разному.
Работая с произведением большого писателя,
испытываешь азарт, интригующее удовольствие,
открывая с каждой репетицией бесконечную
анфиладу смыслов и возможностей их воплощения. Иногда приходится придумывать собственный сценический текст, восполняя пробелы
содержания первоисточника. В любом случае,
всегда изначально ищешь нити, связывающие
автора и твое сегодняшнее ощущение времени.
— А как Вы выбираете литературный материал для своих постановок?
— Главный критерий: чтобы материал тебя
волновал. Не отпускал, жаждал выхода в диалог
с актером, а затем со зрителем. Даже когда изначально материал не вызывает такого эмоционального отклика, перед началом репетиций
необходимо влюбить себя в пьесу, найти общие
болевые точки. Часто в выборе основываюсь на
личном «портфеле», иногда на рекомендациях
обратить внимание на ту или иную пьесу от коллег. А иногда помогает случай. Так было с книгой
Эрика-Эмманюэля Шмитта «Одетта Тульмонд»,
которая переросла в спектакль «Четыре танго
о любви». Она случайно попала мне в руки и настойчиво «просила», «требовала» своего сценического воплощения.
— Почему на Ваш спектакль «Время для посещений», поставленный по пьесе австрийского
писателя Феликса Миттерера в переводе Татьяны Федяевой, зритель приходит по многу
раз?
— Этот спектакль продолжает главную тенденцию репертуара Молодежного театра и позиции
его художественного руководителя Семена Спивака — разговор о вечных темах. Но Миттерер
исследует экстремальные, пиковые случаи таких
взаимоотношений. Главная мысль спектакля:
нужно успеть сказать «Люблю!», «Спасибо!», «Ты
для меня всё!». Родителям, супругу, ребенку. Ритм
нашей жизни заставляет нас откладывать эти
простые слова на потом. А потом может быть
поздно. И эта ситуация горечи от суеты, которая отрывает нас от самого дорогого, что у нас
есть — наших близких, — находит отклик в душе
каждого зрителя.
— Что более необходимо для гармонии — точный расчет или вдохновение?
— Нельзя их противопоставлять. В контексте
театра особенно. Театр — это не только и не столько вдохновенный процесс самореализации. Это
большой, кропотливый труд, тяжелая работа по
вытаскиванию своей души на суд зрителя. И в
этом процессе есть свои законы и правила. Необходимо их знать и выполнять. Хотя бы для
того, чтобы на основе «ремесленных» умений
смочь взойти к легкости вдохновения. Предпочитаю браться за работу честно, настраиваться
на тяжелый труд. Помнить, что каждый спектакль — это ступень к чему-то еще. Что цель — совершенствоваться, а не создавать гениальные
вещи, потому что последнее — не что иное, как
простая жажда признания. Наверное, это хорошая мотивация сама по себе, но чтобы аплодисменты становились смыслом творческой
жизни — не хочется.
— В чем Вам видится задача театра?
— Для меня принципиален тот метр, который
отделяет сцену от зрительного зала. Сцена немного выше. Значит, и мысли, и эмоции не могут
быть равны повседневности. По выражению актера и режиссера Андрея Попова: «Театр нужен
для того, чтобы помогать людям жить». Мне
близко это понимание миссии театра.
— Какое напутствие Вы могли бы дать юному поколению, которое только начинает постигать жизнь, вступать в нее?
— Так хочется, чтобы юные души как можно
дольше оставались слышащими свой искренний,
чистый и честный внутренний голос. Чтобы
можно было радоваться жизни, и при этом открыто смотреть в глаза окружающим. Может,
совершать ошибки, раскаиваться, но всегда знать
и верить, что каждый из нас уникален, что мы
появились на свет, чтобы создать то, что только
нам подвластно. Что сегодняшний день уже никогда не повторится. И верить в свою счастливую
звезду!