Архив журнала для детей Костер

Август 2008 года

Журнал Костер. Август 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Герои неземных стихий

Если вы читали «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, то, наверное, помните такой эпизод. Летчик-истребитель, у которого ампутировали ноги, лежит в госпитале. Сосед по палате приносит ему старый журнал с рассказом о русском авиаторе Карповиче, который еще во время Первой мировой войны научился летать с протезом. Было ли это в действительности?

Настоящий человек Александр Николаевич Прокофьев-Северский, снимок 1935 года

ЗАПРЕЩЕННОЕ ИМЯ

Да, был такой летчик, который, несмотря на увечье, впервые в истории авиации вернулся в строй и в воздушных боях сбил не менее десятка немецких самолетов. Однако долгие годы даже упоминать его в печати запрещалось.

Александр Николаевич Прокофьев-Северский — так звали этого «настоящего человека». Он родился в Петербурге в 1894 году. Отец его, Николай Георгиевич, был артистом оперетты, но, увлекшись авиацией, стал авиатором. Увлечение это передалось двум его сыновьям — Георгию и Александру.

танец

Во время Первой мировой войны в русском флоте было решено создать воздушную разведку и с этой целью послать в Качинскую авиационную школу под Севастополем несколько офицеров. Александр Прокофьев-Северский, военный моряк, попал в их число. Он постигал искусство полета чрезвычайно быстро, так как ранее под руководством брата уже получил некоторый летный опыт в Гатчине.

РОКОВАЯ БОМБА

Служить ему довелось на острове Эзель в Балтийском море, не раз приходилось участвовать в воздушных боях. Во время одного из таких вылетов летом 1915 года и случилась трагедия.

Уже начинало смеркаться, когда на Эзельскую базу гидропланов пришло сообщение, что в одной из бухт замечены немецкие подводные лодки. Прокофьев-Северский вылетел на боевое задание, взяв с собой две полупудовые бомбы. В бухте подводных лодок обнаружено не было. Возвращаясь в темноте, на подлете к базе Прокофьев-Северский уверенно повел свою летающую лодку на посадку. Легкий удар о воду, и в этот миг грянул сильнейший взрыв. Взорвалась одна из бомб.

Александр Прокофьев-Северский (второй справа) среди учеников Гатчинской авиационной школы

ТРАГЕДИЯ

Летчик чудом остался жив, вынырнул на поверхность, захлебываясь и теряя силы. Его удивило, что он совсем не чувствует правую ногу. Подошел катер. Это было последнее, что он помнил.

Ему отняли ногу ниже колена и приладили протез. Приехал отец. Глядя на бледное лицо сына, он не мог удержать слез. Писатель А. И. Куприн, хорошо знавший семью авиаторов, рассказывал: «Заплакал и сам мичман, прошептав еле слышно: "Неужели мне больше не летать?" Подумать только: он жалел не о своей молодой, полной всяческих прелестей и великих надежд прекрасной жизни, не о грозившем ему ужасе непоправимого калечества. Нет, точно каменная плита, угнетала его одна лишь мысль о том, что судьба отняла у него невыразимую словами радость смелых взлетов вверх, сквозь облака, в чистую лазурь, к сияющему солнцу».

Александр Северский (слева) и американский генерал Уильям Митчелл

САМОВОЛЬНЫЙ ПИЛОТАЖ

Он начал усиленно заниматься гимнастикой, играть в гольф, плавать, кататься на коньках и даже… танцевать. Друзья-авиаторы иногда брали его с собой в воздух, но о самостоятельных полетах и речи быть не могло. Он служил в морской авиации в наземной должности — приемщика гидропланов, поступавших с завода в Петербурге.

Однажды проходил смотр новых самолетов. Собрались высшие чины. В небо поднялся гидроплан и начал выделывать фигуры высшего пилотажа. Чины смотрели в небо и восхищались. Когда же машина совершила посадку, выяснилось: фигуры делал одноногий Прокофьев-Северский. В самолет он забрался самовольно. Ему грозил военно-полевой суд. Об этом было доложено царю. Отвага летчика-инвалида, его горячее желание послужить Отечеству были оценены Николаем II по достоинству. Он разрешил авиатору продолжать полеты и службу в боевой авиации.

Истребитель Северского П-35 в полете

НОВАЯ ЖИЗНЬ

В свои 23 года летчик с одной ногой командовал морским истребительным авиаотрядом. Авторитет его был настолько велик, что в августе 1917 года Прокофьев-Северский получил назначение на пост помощника военно-морского атташе при посольстве России в США.

Октябрьский переворот Александр Николаевич не принял, предпочел судьбу невозвращенца. В Штатах ему пришлось заниматься разным: быть летчиком-испытателем, советником по авиации при военном министре, изобретателем, наконец, удалось организовать собственную авиационную фирму.

Истребитель Тандерболт, разработанный Северским

Мировая известность пришла к нему, когда в его фирме в 1935 году был спроектирован легкий самолет-амфибия. На этом самолете он установил мировой рекорд скорости для машин такого класса — более 670 километров в час, рекорд, продержавшийся 45 лет! Затем он создавал отличные для своего времени истребители.

Александр Николаевич Прокофьев-Северский скончался от тяжелой болезни в Нью-Йорке 24 мая 1974 года. На его родине об этом не сообщалось. И потом еще долго имя замечательного летчика и талантливого авиаконструктора оставалось запретным.




Геннадий Черненко
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника




Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»