Вот в зале гаснет свет, и тихо скользит занавес, открывая картину волшебного мира… Занавес стал символом театра. Не случайно он считается официальной эмблемой главного театра Петербурга — Мариинского. Занавес
Мариинки был выполнен художником Александром Головиным в 1914 году и
сочетал в себе сразу две художественные техники — живопись и аппликацию.
Он был выдержан в темно-красных тонах и повторял рисунок шлейфа платья
императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, в честь которой
театр и получил свое имя. В 50-е годы XX века художник Симон Вирсаладзе
изменил цвет занавеса на сине-голубой — в тон интерьеру всего театра. Сейчас
Мариинский театр — это великолепные переливы всех оттенков синего и золотого.
Так что же такое театральный занавес? Как
утверждает энциклопедия: «вид драпировки,
отделяющий сцену от зрительного зала». Занавес
отгораживает реальный мир от воображаемого
и помогает работе машинистов и реквизиторов
сцены. Не слишком ли прозаично для такой необыкновенной театральной «вещи» с долгой
историей?
Занавес существовал уже в театре Древнего
Рима. Когда начинался спектакль, он опускался
в специальную щель в полу сценической площадки, а в конце представления снова поднимался
из пола. Такой занавес называется «греческим», потому что в римские театры он пришел
из Древней Греции. Интересно, что в самой Греции занавес в театре не применялся.
В Средние века театр вышел на улицу, и необходимость в занавесе отпала сама собой. Он
вернулся в театр только в XVI–XVII веках и стал
не раздвигающимся, а поднимающимся. Он поднимался в начале спектакля и опускался в конце,
а пьесы так и заканчивались — словом «Занавес».
В ту пору занавес расписывался сюжетами на
мифологические или аллегорические темы.
Только в эпоху барокко занавесу окончательно
удалось закрепить за собой роль «отделителя»
зала от сцены и стать неотъемлемым элементом
декорирования сцены-коробки. В театре XX века занавес нередко входил в оформление спектакля, создавался для определенной постановки.
Так, например, в 1917 году в Александрийском
театре для спектакля «Маскарад» М. Лермонтова художник А. Головин расписал десять занавесов — для каждой картины спектакля. Сейчас
нередко, по замыслу режиссера, в спектаклях
занавес не применяют.
А еще занавес и сам может быть актером. В танцевально-драматическом искусстве XVII века
катхакали он становился действующим лицом,
например, врагом злого Раваны — ведь катхакали исполнялось в лунную ночь на открытом
месте. Занавесы, которым отводилась особая
роль в спектакле, часто применялись и в дель
арт, и театре Шекспира, и театре Лопе де Вега, в
театре Вахтангова и многих других. Старшее поколение театралов помнит знаменитый занавес
«Таганки», которому в спектакле «Гамлет» с Владимиром Высоцким отводилась серьезная драматическая роль — одновременно он был Роком,
Судьбой, Стеной, Крылом, Временем и Вечностью.