Март 2012 года
…
Библия — особая книга в истории человечества. Она состоит из Ветхого и Нового Завета. «Завет» — это заключенный союз. Слово «Библия» (от греческого «библион» — книга) произошло от названия древнего порта — Библос. Через него в Грецию привозили египетский папирус, на котором делали записи. Осмысливая Священное Писание, живописцы пытались выразить идеалы своего времени.
Библия повествует о сотворении мира. И. Айвазовский изображает момент творческого созидания мира. Свет отделяется от мрака, возникает бушующая стихия воды, создается земля, за грозовыми тучами начинает голубеть небо.
На шестой день Бог создал из земли «по образу и подобию Божьему» Адама, первого человека. Имя Адам — от древнееврейского слова «человек», однокоренного со словом «земля». Бог вдохнул в него душу, способную верить, познавать и любить. Вслед за Адамом была создана Ева, праматерь рода человеческого. Фреска «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти — четвертая из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Прекрасному созданию Бога еще недостает дыхания жизни. Микеланджело показывает не процесс сотворения, а момент, в который человек получает душу. Между пальцами Адама и Бога остается крохотный промежуток, придающий фреске невероятное напряжение и зрительный эффект электрического разряда.
В основу знаменитой картины П. Брейгеля положен сюжет о строительстве Вавилонской башни. Потомки Адама были одним народом, говорившим на одном языке. Люди, возгордившись, решили: «Построим себе город (Вавилон) и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки, и люди больше не могли понимать друг друга. Строительство не было завершено. Изображенные на картине строители уподоблены в своем усердии муравьям, не ведающим будущего.
В библейской Книге Судей описаны подвиги Самсона. Самсон рос во времена сорокалетнего порабощения своего народа филистимлянами. В знак посвящения Богу он с детства не стриг волосы, и это служило источником его необычайной силы. Много подвигов совершил он. Но коварная красавица филистимлянка Далила, выведав, почему непобедим Самсон, усыпила его и предала в руки филистимлян. Самсону остригли волосы и, ослепив, бросили в темницу. Через некоторое время филистимляне ради забавы привели слепца в храм на свой праздник. Но волосы Самсона уже отрасли, и сила возвратилась к нему. Он вознес молитву Богу и с возгласом «Умри, душа моя, с филистимлянами!» сдвинул с места колонны храма. Храм рухнул, Самсон погиб под обломками вместе с тысячами филистимлян. Этот героический финал превращает сказание о Самсоне в притчу.