Март 2008 года
…
Новый конкурс «БУДНИ И ПРАЗДНИКИ»
ПО СОВЕТУ!
По совету Саши Кузнецовой (ее заметка была напечатана в феврале) мы с подругой сходили в дацан (буддийский храм) и попали как раз на празднование Нового года. Вернее, на самую главную и важную часть подготовки к нему. Этот обряд называется «Дугжууба» и означает «очищение от зла». Из муки и воды сначала делается тесто. Потом берется кусочек этого теста, и им обтирается тело. Сначала лоб, потому что в голове за год накопилось много нехороших мыслей. Потом рот — сколько гадких слов было произнесено за это время! Потом грудь — здесь собираются все наши волнения, переживания, тревоги, тоска, скорбь. Словом, весь тяжкий груз жизни. И завершается протирание очищением рук — по мнению буддистов, они чаще всего соприкасаются со внешним злом. А если человек болен, то тестом можно протереть больное место, чтобы тесто вобрало в себя весь недуг. Кусочки «заряженного» злом теста складываются в стог сена. Делается это в течение всего дня. Потом настоятель храма (его зовут Будда Бадмаев) провел молебен (где-то около часа). И вот молебен окончен. Монахи освящают стог со злом и сжигают его. Пока огонь горит, нужно попросить, чтобы все невзгоды, горе, болезни, неприятности сгорели в пламени очищающего костра. По-моему, обычай не только очень красивый, но и мудрый. В новый год нужно вступать обновленным, чистым, с надеждами на лучшее.
БЛИННЫЙ ДЕНЬ
А вы знаете, что Масленица бывает не только у нас? Вполне, кстати, логично, ведь провожают зиму и встречают весну не только в России. Есть в Чувашии старинный народный праздник — «Су эрни», в переводе на русский — «Масленая неделя». А называется встреча весны «Сёварни». Празднуют его так же, как и у нас — пекут блины, катаются с гор на санках (там, в отличие от наших зим, есть снег), сжигают чучело «сёварни карчаке». А еще катаются на лошадях вокруг селения, следуя за ходом солнца. Чуваши — народ удивительный. Они древнейшие обитатели Среднего Поволжья. Вошли в состав России 5 веков назад! Меня удивило, что чуваши наряду с возделыванием ржи, овса и ячменя еще возделывали и полбу. Я, например, про полбу слышала только у Пушкина, этой «вареной полбой» поп работника Балду кормил. Вообще Чувашия как-то удивительно связана с литературой. Впервые, например, упоминание о ней появилось в историческом трактате арабского писателя-путешественника Ахмеда ибн-Фадлана в 922 году! А в русских летописях о чувашах сообщается только в 1521 году — ничего себе разница! О чувашах мог писать и Пушкин, потому что они принимали самое активное участие в восстании Пугачева. Его верными сподвижниками, народными вожаками были Гаврила Иванов-Тойдеряк, Митрофан Селиверстов (Михопар) и Михаил Иванов (Негей). Вообще, это героический народ — в Великую Отечественную 1941-45 гг. среди небольшого чувашского народа было 56 Героев Советского Союза! Так подумаешь — сколько у нас общего, понятного, интересного друг другу! А чего удивляться? Страна-то одна!
(Проводит журнал «Костер» совместно с СПбГУ «Санкт-Петербургский Дом Национальностей»)