Архив журнала для детей Костер

Февраль 2017 года

Журнал Костер. Февраль 2017 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»




Морская газета

Морская газета

Путешествие по штурманской карте

ПРОКЛАДКА и СЧИСЛЕНИЕ

Друзья, а умеете ли вы аккуратно чертить линии карандашом? Сегодня это умение нам очень пригодится — ведь мы будем делать НАВИГАЦИОННУЮ ПРОКЛАДКУ.

Задача прокладки — запечатлеть на карте все действия штурмана.

Остро отточенным карандашом штурман прочерчивает на карте курс судна. Этот курс (угол между носом судна и направлением на истинный или магнитный север) он выбирает, прочитав карту и определив кратчайший и безопасный путь в нужный порт. Вдоль этой линии он наносит МЕСТА СУДНА — те точки, в которых судно находится в то или иное время. Но как же определить эти места?

Инструменты штурмана

Инструменты штурмана для работы с картой — карандаши, транспортир и параллельная линейка

Образец навигационной прокладки


Образец навигационной прокладки
Простейший лаг и современный лаг

Простейший лаг. Современный лаг указывает сразу и скорость, и пройденное судном расстояние

Проще всего это сделать с помощью СЧИСЛЕНИЯ. Определение места таким способом — это классическая школьная задача на «скорость, время, расстояние». Штурман знает скорость своего судна и через равные промежутки времени, умножая скорость на время, вычисляет пройденное расстояние. Затем просто отмеряет это расстояние по курсу и ставит небольшой штрих поперек линии — СЧИСЛИМОЕ МЕСТО. А рядом подписывает расстояние.

Скорость судна показывает особый прибор — ЛАГ. Старинный лаг представлял собой длинный трос с узлами, сделанными через равные промежутки. На конце троса (он назывался ЛАГЛИНЬ) крепился деревянный сектор. Лаг бросали за борт и считали, сколько узлов убежит за одну минуту. С тех пор скорость на море измеряют именно в узлах. Один узел равен, одной морской миле в час. А морская миля, в свою очередь, равна одной угловой минуте окружности экватора Земли. Это 1852 метра (попробуйте на досуге перевести в привычные нам километры в час скорость судна, например, в 17,5 узла).

Современный лаг, конечно, намного удобнее. Никаких узлов штурману считать больше не надо, да и вычислять пройденное расстояние самому тоже не требуется.

Сложный электронный прибор сразу показывает скорость и сам считает пройденное расстояние.

Итак, штурман определил место по счислению. Но на движущееся судно всегда действуют ветер и течение, поэтому судно обычно находится не в счислимой точке, а где-то рядом с ней. А вот как определить координаты судна более точно — мы узнаем в следующий раз.

Дежурный капитан
Михаил САВИНОВ



Бросание лага



Михаил Савинов


Страничка автора



Новое на сайте Сказка

Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка

Волшебная лампа Аладдина
Волшебная лампа Аладдина. Арабская сказка


НОВОСТИ САЙТА. Рассказы о природе


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»