Февраль 2017 года
![Журнал Костер. Февраль 2017 года Журнал Костер. Февраль 2017 года](/images0/principal/2-17.jpg)
…
![Морская газета Морская газета](/images0/sea_logo.gif)
![Путешествие по штурманской карте Путешествие по штурманской карте](images2-17/sea4.jpg)
ПРОКЛАДКА и СЧИСЛЕНИЕ
Друзья, а умеете ли вы аккуратно чертить линии карандашом? Сегодня это умение нам очень пригодится — ведь мы будем делать НАВИГАЦИОННУЮ ПРОКЛАДКУ.
Задача прокладки — запечатлеть на карте все действия штурмана.
Остро отточенным карандашом штурман прочерчивает на карте курс судна. Этот курс (угол между носом судна и направлением на истинный или магнитный север) он выбирает, прочитав карту и определив кратчайший и безопасный путь в нужный порт. Вдоль этой линии он наносит МЕСТА СУДНА — те точки, в которых судно находится в то или иное время. Но как же определить эти места?
|
|
||
|
Проще всего это сделать с помощью СЧИСЛЕНИЯ. Определение места таким способом — это классическая школьная задача на «скорость, время, расстояние». Штурман знает скорость своего судна и через равные промежутки времени, умножая скорость на время, вычисляет пройденное расстояние. Затем просто отмеряет это расстояние по курсу и ставит небольшой штрих поперек линии — СЧИСЛИМОЕ МЕСТО. А рядом подписывает расстояние.
Скорость судна показывает особый прибор — ЛАГ. Старинный лаг представлял собой длинный трос с узлами, сделанными через равные промежутки. На конце троса (он назывался ЛАГЛИНЬ) крепился деревянный сектор. Лаг бросали за борт и считали, сколько узлов убежит за одну минуту. С тех пор скорость на море измеряют именно в узлах. Один узел равен, одной морской миле в час. А морская миля, в свою очередь, равна одной угловой минуте окружности экватора Земли. Это 1852 метра (попробуйте на досуге перевести в привычные нам километры в час скорость судна, например, в 17,5 узла).
Современный лаг, конечно, намного удобнее. Никаких узлов штурману считать больше не надо, да и вычислять пройденное расстояние самому тоже не требуется.
Сложный электронный прибор сразу показывает скорость и сам считает пройденное расстояние.
Итак, штурман определил место по счислению. Но на движущееся судно всегда действуют ветер и течение, поэтому судно обычно находится не в счислимой точке, а где-то рядом с ней. А вот как определить координаты судна более точно — мы узнаем в следующий раз.
![Бросание лага Бросание лага](images2-17/sea3.jpg)