Друзья, а умеете ли вы аккуратно чертить линии карандашом? Сегодня это умение нам очень пригодится — ведь мы
будем делать НАВИГАЦИОННУЮ ПРОКЛАДКУ.
Задача прокладки — запечатлеть на карте все действия штурмана.
Остро отточенным карандашом штурман
прочерчивает на карте курс судна. Этот курс
(угол между носом судна и направлением на
истинный или магнитный север) он выбирает,
прочитав карту и определив кратчайший и безопасный путь в нужный порт. Вдоль этой линии
он наносит МЕСТА СУДНА — те точки, в которых
судно находится в то или иное время. Но как же
определить эти места?
Инструменты штурмана для работы
с картой — карандаши, транспортир
и параллельная линейка
Образец навигационной прокладки
Простейший лаг. Современный лаг указывает
сразу и скорость, и пройденное
судном расстояние
Проще всего это сделать с помощью СЧИСЛЕНИЯ. Определение места таким способом — это
классическая школьная задача на «скорость, время, расстояние». Штурман знает скорость своего
судна и через равные промежутки времени, умножая скорость на время, вычисляет пройденное
расстояние. Затем просто отмеряет это расстояние по курсу и ставит небольшой штрих поперек
линии — СЧИСЛИМОЕ МЕСТО. А рядом подписывает расстояние.
Скорость судна показывает особый прибор — ЛАГ. Старинный лаг представлял собой длинный
трос с узлами, сделанными через равные промежутки. На конце троса (он назывался ЛАГЛИНЬ)
крепился деревянный сектор. Лаг бросали за борт
и считали, сколько узлов убежит за одну минуту.
С тех пор скорость на море измеряют именно
в узлах. Один узел равен, одной морской миле
в час. А морская миля, в свою очередь, равна одной угловой минуте окружности экватора
Земли. Это 1852 метра (попробуйте на
досуге перевести в привычные нам километры в час скорость судна, например, в 17,5 узла).
Современный лаг, конечно, намного
удобнее. Никаких узлов штурману
считать больше не надо, да и вычислять пройденное расстояние самому тоже не требуется.
Сложный электронный прибор сразу
показывает скорость
и сам считает пройденное расстояние.
Итак, штурман определил место
по счислению. Но на движущееся судно всегда
действуют ветер и течение, поэтому судно обычно находится не в счислимой точке, а где-то рядом
с ней. А вот как определить координаты судна
более точно — мы узнаем в следующий раз.