Архив журнала для детей Костер

Ноябрь-декабрь 2019 года

Журнал Костер. Ноябрь-декабрь 2019 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Ковчег Жил да был Крокодил

Жил да был Крокодил

Сто лет назад, в 1919 году, в Петрограде увидела свет первая детская книжка Корнея Ивановича Чуковского. Вот что рассказывал сам автор о ее возникновении: «Случилось так, что мой маленький сын заболел. Заболел он в городе Хельсинки, я вез его домой в поезде, он капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь утихомирить его боль, я стал рассказывать ему под ритмический грохот бегущего поезда:

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил…

Конечно, дописывалась сказка позже, за письменным столом. И как полюбилась она детям! Одна юная читательница того времени вспоминала: «Мы читали „Крокодила“ взахлеб. Невозможно описать радость, которую принесла нам эта книжка. Мы ее выучили наизусть, мы перекидывались репликами из нее, мы ее разыгрывали в лицах…»

Доблестный Ваня Васильчиков

В 2019 году семьей К. И. Чуковского, Российской государственной библиотекой и литературным агентством ФТМ был организован конкурс «Рисуем крокодила». Задачей конкурса было «взглянуть на героев глазами читателей XXI века». Мне было крайне интересно принять участие в таком проекте, и я с радостным любопытством погрузилась в работу.

Как вы знаете, книжки бывают разного размера — формата. Каким должен быть формат нового «Крокодила»? На этот вопрос мне ответил сам автор, называвший свои сказки «кинематографом для детей», подразумевая быструю смену событий. Поэтому горизонтальный формат, «формат кинокадра», мне показался самым верным.

Сказка Чуковского совершила настоящий переворот в русской детской поэзии. В основе стихов «Крокодила» — не нравоучение, а игра. Значит, и главной темой в их иллюстрировании должна стать игра. Поэтому на шмуцтитулах — разворотах, предваряющих каждую из трех частей сказки, — «рассыпаны» знакомые всем предметы, которые превращаются то в крокодила, то в рогато-зубастое звериное войско, то в празднично палящие пушки.

Крокодильчики

Одна игра легко сменяет другую. Крокодил «появляется» из картонной обувной коробки и, оставляя на странице свои «домашние» турецкие туфли с загнутыми носами, надевает подходящие галоши (вон как их много!) и отправляется в город. А мы, читатели, следуем за ним. Вот он «забегает» в трамвай, вот проглатывает городового «с сапогами и шашкою»… Но скоро появится сказочный герой-освободитель — «доблестный Ваня Васильчиков». И пускай сабля у него игрушечная — намерения самые серьезные. Вот Ваня выходит из дома (который немногим выше его самого), вот смело расправляется с дикими зверями веселыми игрушечными пульками… Маленький Ваня — большой герой, поэтому и награду он получает большую: ему тачками везут «сто фунтов винограду, сто фунтов мармеладу, сто фунтов шоколаду» и гигантскую креманку с тысячей порций мороженого. А освободив девочку Лялечку, он получает огромную именную шоколадку «ВАНЯ» со своим портретом.

«Это поэма героическая, побуждающая к совершению подвигов», — разъяснял Чуковский смысл своей сказки. Но, если вы думаете, что автор не сочувствует «яростному гаду» Крокодилу, то сильно ошибаетесь! Во второй части истории внимание сказочника целиком посвящено Крокодилу, его семье, его друзьям и собратьям. «Освободительная война» зверей кажется как будто справедливой, но, когда «гадкое чучело-чудище» Горилла похищает маленькую девочку, мы, читатели, опять на стороне смелого Вани Васильчикова, чья новая победа приносит наконец в отношения людей и зверей гармонию — и наступает тогда «благодать».

«Автор в своей поэме хотел прославить борьбу правды с неправдой, доброй воли со злой силой», — так Чуковский-критик отозвался о Чуковском-поэте. События в сказке стремительно чередуются, ритм причудливо меняется с каждым поворотом действия — это ли не подарок для художника?! Сколько разных сцен и декораций можно придумать! Например, с новогодней елкой, которую Крокодил принес для своих детей. Пусть и читатель, переворачивая страницы, «обойдет» ее вокруг вместе со зверями, пусть рисунок сохранит эту динамику, этот вихрь! Моей задачей как иллюстратора было поддержать игру, предложенную самим автором, вовлечь в нее. Если мои картинки читатель полюбит так же, как веселые стихи Корнея Чуковского, если увидит и расшифрует мои загадки, я буду очень рада!

Корней Чуковской. Крокодил. Сказка




Елена Эргардт
Художник Елена Эргардт
Страничка автора Страничка художника


Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»