Давным-давно японские мудрецы придумали два правила: излишнее — безобразно, недосказанное — прекрасно. С тех пор все
вежливые японцы предпочитают недоговаривать. Например, о погоде. Если на улице
светит солнце, заявить человеку в лицо «прекрасная погода» считается невежливым. Потому что добавить к этому нечего, и, значит,
говорящий не интересуется мнением собеседника. Сказать надо так:
«Сегодня погода…» и выжидательно посмотреть на того, к кому обращаешься. Пусть сам
добавит, что «кажется, хороша».
А если накануне случилось землетрясение,
стоит начать: «Вчера землетрясение…» «Да-да,
произошло», — откликнется собеседник, и всем
станет ясно, что говорящие — люди вежливые.
Искусные художники научились писать в «стиле одного
угла» или, проще говоря, недорисовывать. К примеру, в одном углу помещают кораблик, а
остальная часть листа остается
свободной. Разве зритель сам
не догадается, что кораблик
плывет по морю, а его одинокий парус белеет на фоне неба? К тому же зритель сможет
домыслить картину по-своему
и будет полноправным соавтором художника.
Японские поэты стали писать
маленькие, но емкие стихи, без
лишних слов рождающие чувства. Даже если вы не знаете
японского, все равно слышите,
как в этих строчках лопаются
пузырьки:
Фуру экэ я Кавадзу тобикому Мидзу — но ото.
Догадались, о чем речь?
Старинный пруд, Лягушка прыгнула в него, Звук воды.
Но бывает еще короче. Одним из самых
красивых мест в Японии считается Мацусима — «Сосновые острова». Так называется
залив с грядой 260 островов, покрытых соснами. Они прекрасны, с какого берега ни
поглядишь. В XVII веке эти острова увидел
поэт Мацуо Басё и, по легенде, лишился дара
речи. Ему приписывают такие стихи:
О, Мацусима, О, Мацусима, о! Мацусима, о!
С тех пор хокку Басё о Мацусиме считается
величайшим шедевром японской поэзии. Ведь
если человек видел Мацусиму — ему не надо
слов; если не видел — какой простор для домысливания! В общем, как утверждал другой поэт:
Ярко блещущей в чистом небе луне Предпочту полускрытый за облаком диск.
Не совсем вышедшая луна так же прекрасна,
как и участница конкурса красоты, в облике
которой есть хоть какой-то недостаток. Только несовершенная красавица имеет шансы на
победу.
А в природе самого пристального любования заслуживает неброская красота. Ранней
весной начинается паломничество за
город, на болота.
Люди спешат увидеть первые цветы репейника, такого прекрасного в своей невзрачности.
И не вполне целая посуда может быть хороша. Чаепитие это не простое, а философское.
Разве не прекрасна чашка с отбитым краем?
Гости передают ее из рук в руки, любуются
шершавой глиной и домысливают край. Все
вместе и каждый по-своему.