Архив журнала для детей Костер

Октябрь 2022 года

Журнал Костер. Октябрь 2022 года

СОДЕРЖАНИЕ номера журнала «Костер»


Морская газета

ЛСП спешит на полюс

В свою первую экспедицию отправилось судно удивительной конструкции — ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» — ЛСП.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа — ЛСП

«Платформа? Разве может она самадвигаться?» — недоверчиво спросите вы. Да, может. Ведь это судно, и на нём установлены двигатель и гребной винт.

Кораблестроители выбрали тип «платформа», чтобы судно могло дрейфовать во льдах. У ЛСП корпус основательный и вместительный. Сюда можно погрузить большие запасы топлива и продовольствия, и люди смогут работать, не возвращаясь в порт, очень долго — больше года. Учёные называют такое качество автономностью судна. Это необходимо для далёких и долгих экспедиций.

Судно во льдах

Корпус ЛСП сделали из особо прочной стали. При этом, как и у ледоколов — судов, которые водят другие корабли во льдах, — борта у ЛСП двойные. То есть их толщина в два раза больше, чем у обычных судов. ЛСП предстоит выдерживать ледовые сжатия во время дрейфа.

Нам только кажется, что, когда судно вмёрзнет в лёд, всё будет в порядке. На самом деле ему грозит большая опасность. Морской лёд всегда находится в движении под влиянием ветра, течений, приливов и отливов: он сжимается, края льдин сталкиваются друг с другом и ломаются. Ровная белая поверхность льда, закрывшего воду, быстро превращается в нагромождения ледяных обломков — торосы. Их высота может достигать двадцати метров! Лёд всё время давит на судно, застывшее во льдах, и способен разрушить его корпус. Тогда судну грозит неминуемая гибель. Так случилось в Чукотском море с пароходом «Челюскин»: испытав сильное сжатие, он затонул 13 февраля 1934 года. А ЛСП прочна и выдержит любой натиск!

Куда и зачем идёт ЛСП?

В конце XIX века, благодаря норвежской экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена на деревянной шхуне «Фрам», стало известно, куда следуют течения в Северном Ледовитом океане. Льды из Восточно-Сибирского моря стремятся к полюсу, а оттуда направляются к берегам Северной Америки. На льдах отважные советские полярники организовывали научные дрейфующие станции, которые назывались «Северный полюс» — СП. Здесь они изучали свойства льда и морской воды, метеорологические условия, наблюдали за птицами и животными, за северным сиянием. Так как льды всё время дрейфовали, полярники работали не в одной точке, а везде по ходу дрейфа. Данные с СП позволяли ответить на вопрос, когда в Арктике можно начинать навигацию — плавания по трассе Северного морского пути. Со станции каждый день морякам сообщали, какая впереди погода, куда следуют сплочённые льды и где их можно обойти. Работа СП была необходима для организации движения судов.

Карта пути ЛСП

Климатические изменения привели к потеплению и в Арктике. Уже много лет учёные не могут найти прочную льдину для СП. А опасные льды, преграждающие путь судам, никуда не исчезли. Поэтому и создана ЛСП, на борту которой сможет работать дрейфующая станция. Пожелаем учёным и морякам успехов в их первом рейсе!


Светлана Арсеньева


Страничка автора

Конкурсы
НОВОСТИ САЙТА
О ЖУРНАЛЕ «КОСТЕР»


РУБРИКИ ЖУРНАЛА «КОСТЕР»