Друзья, продолжаем наше
путешествие по настоящей
штурманской карте! Сегодня
поговорим о глубинах — как они
обозначаются и измеряются.
Знание глубины очень важно
для безопасности мореплавания вблизи берегов. Малейшая
ошибка штурмана — и судно
оказывается на мели или на подводных камнях, совершенно незаметных с поверхности моря.
В старину, когда карт с глубинами еще не было, знания о
морских опасностях передавались из поколения в поколение.
В семьях наших северных мореходов-поморов хранились особые тетрадки — рукописные
лоции, в них рассказывалось о
безопасных подходах к портам,
скрытым под водой отмелях-банках, потаенных камнях.
Зачастую эти знания были
оплачены жизнями моряков.
Позднее появилась особая
морская профессия — ГИДРОГРАФИЯ (по-гречески — «описание воды»). Моряки-гидрографы
на своих судах промеряли глубины и наносили их на карты,
занимаются они этим и в наши
дни.
Современная штурманская
карта усеяна отметками глубин.
За каждой такой отметкой — работа гидрографов, измеривших
в этой конкретной точке моря
глубину особым инструментом — лотом. Такие лоты есть на
каждом судне.
В старину лоты были ручными — к чугунной гире привязывался длинный трос — лотлинь,
размеченный кожаными марками, каждая из которых обозначала свою цифру. При плавании
на небольших глубинах штурман должен был часто измерять этим лотом глубину,
сверяясь с картой. В нижней
поверхности гири делали
углубление, в которое вмазывали кусочек сала. К этому салу прилипал донный
грунт — например, песок или
глина. Так штурман не только
определял глубину, но и узнавал, какое под ним дно. При
наличии хорошей карты по
глубинам и грунту можно было
довольно точно определить место судна.
А современному штурману
помогает эхолот, который непрерывно показывает глубину
под судном, выводя ее на экран.
Этот прибор испускает ультразвук, а потом ловит его отражение (эхо) от морского дна.
Лот
Лот Томсона, предназначенный для измерения больших глубин